"Востокгазпром" ведет активную работу по увеличению фонда запасов газа, конденсата и нефти.
"Востокгазпром" ведет активную работу по увеличению фонда запасов газа, конденсата и нефти. Цель при этом одна - увеличение добычи, перевод запасов в категорию извлекаемых, геологическое изучение существующего потенциала. При этом есть и первоочередные задачи - подготовка к запуску Северо-Васюганского газоконденсатного месторождения, которое планируется вывести на уровень добычи - 1,5-2 млрд. кубометров газа в год. Оборудование на месторождение уже завозится, построена дорога, возводятся линии электропередачи. Зимой планируется протянуть 60 километров газопровода. В 2001 году пойдет первый газ.
Перспективы дальнейшего развития газовой отрасли в Томской области связаны с вводом новых месторождений, а это, в свою очередь, связано с получением соответствующих лицензий. Однако сегодня судьба участков, что называется, под вопросом, так как они выставлены на аукцион. По мнению специалистов ОАО "Востокгазпром", освоение двух участков (Казанского и Останинского месторождений) становится для газовиков рентабельным только после одновременного ввода еще трех (Северо-Калинового, Нижне-Табаганского и Калинового). Причина тому в сложной структуре месторождений: часть из них - нефтяные с газовыми "шапками", другие являются газоконденсатными с нефтяными оторочками. Их разработка связана с созданием специальной инфраструктуры и получением оборудования по сбору и транспортировке газа. Подобные объекты будут строиться только на основе широкой ресурсной базы.
На аукционе в отличие от конкурса выигрывает, как правило, не тот, кто предложил более качественные технико-экономические обоснования, а тот, кто предложил больше денег. При этом, несмотря на то, что пакет геологической информации подготовлен специалистами "Востокгазпрома", газовикам по условиям аукциона придется его покупать снова. Не абсурд ли? В "Востокгазпроме" привыкли деньги считать, тем более - кредитные ресурсы. Естественно, что распределяться они будут с учетом эффективности их использования. Многие регионы сами идут газовикам навстречу, предлагая участие в конкурсах на разработку месторождений.
Не все в Томске разделяют идею превратить конкурс в аукцион. При конкурсе несомненным фаворитом среди претендентов на месторождения будет "Востокгазпром". А при аукционе покупку, скорее всего, "обмоют" томские нефтяники, у которых в отличие от "новорожденного" Востокгазпрома денег "куры не клюют".
Область, конечно, деньги свои в любом случае получит. Правда, если месторождения, выставленные на аукцион, "Востокгазпрому" не достанутся, здешние газовики, завоевавшие уже авторитет своим умением работать, существенно потеряют интерес к Томской области и станут более активно работать на других территориях. Учитывая, что "Востокгазпром" породила именно Томская губерния, - вариант, прямо скажем, странный.
Не стоит сбрасывать со счетов один из самых веских аргументов. Если выигрывает "Востокгазпром", то и разработка месторождений начнется сразу после получения лицензий. Никакая другая организация, кроме "Востокгазпрома", не сможет этого сделать просто потому, что окажется не готова. На "раскачку", ввод технологий потребуется время. Значит, под угрозой срыва окажутся намеченные темпы выполнения региональной газовой программы, на неопределенный срок отодвинутся вопросы создания дополнительных рабочих мест, сократятся ожидаемые объемы добычи "голубого топлива".
Людям свойственно ошибаться, но органы власти, принимающие ответственные решения, от которых зависит благополучие региона, права на подобные ошибки не имеют.