Легендарная испанская певица Монтсеррат Кабалье часто участвовала в различных благотворительных акциях – в том числе в России
В Барселоне скончалась великая испанская певица Монтсеррат Кабалье. Перечисление ее достижений, официальных и неофициальных титулов заняло бы очень много места. Отметим лишь, что кроме уникального таланта и недосягаемого уровня профессионализма великая дочь Каталонии запомнилась лично знавшим ее людям как прекрасный душевный человек. Кстати, СССР, а потом Россия для нее были не чужими странами – в 1960 и 1970-е годы неоднократно наносила неофициальные визиты к своим родственникам, переехавшим в Москву из Барселоны во времена Гражданской войны. Первое выступление в нашей столице у нее было в 1974 году в качестве солистки «Ла Скала». С тех пор синьора Кабалье побывала в разных городах России и бывших советских республик.
В лучшие годы своей карьеры синьора Кабалье, конечно, имела заоблачные гонорары – как и положено приме мирового уровня. Но при этом часто соглашалась участвовать в различных благотворительных акциях. Принимала приглашения подобного рода и из Москвы.
О своих встречах с Монтсеррат Кабалье «Труду» рассказала певица и чемпионка мира по паралимпийскому фехтованию Людмила Васильева:
- Мне посчастливилось три раза выступать вместе с Монтсеррат Кабалье в 1996, 1998 и 1999 годах, в том числе на Соборной площади Кремля и в Колонном зале. Я тогда пела в хоре ЮНЕСКО, который набрали из детей-инвалидов из разных стран. Перед выступлениями обычно проводили лишь по одной совместной репетиции, и этого хватало. Запомнилось, что перед каждой такой репетицией госпожа Кабалье подходила к каждому из нас, трогала за руку и говорила добрые слова – по-испански, их нам тут же нам пересказывал переводчик. Ее улыбка была солнечной, лучезарной и величественной одновременно. Мы привыкли к тому, что многие певицы, даже очень знаменитые, приходят на репетиции в обычных платьях или даже в джинсах и футболках. Но Монсеррат и на репетиции приходила в красивых «торжественных» платьях до пола и с пышными прическами.
Может быть, потому что она была первой иностранной певицей, которую я видела вне сцены и фотокамер… но мне сразу бросилось в глаза, что мимика у синьоры Кабалье гораздо более подвижная, выразительная и яркая, чем у любого из наших артистов. В одном из концертов она пела на пару с Николаем Басковым и со своей дочерью-красавицей Монтсеррат Марти, а двух других – только в сопровождении нашего хора.
На репетициях она была очень требовательная. Я имею в виду требования не к бытовым условиям, а придирчивость к каждому звуку. Но все свои замечания выражала очень тактично. Какие-то моменты обсуждала с нашим руководителем, дирижером Виктором Поповым. Причем, без переводчика. Язык музыки для всех великих профессионалов разных стран, видимо, понятен. По всему было заметно: ее авторитет в музыкальном мире столь велик, что каких-либо возражений со сторон своих коллег на сцене она не привыкла слышать. Впрочем, как я поняла, все ее замечания были по существу, с ней никто и не пытался спорить. В конечном счете после единственной репетиции удавалось достигнуть полных синхронности и звуковой гармонии в исполнении. Так что мне она запомнилась одновременно как добрый деликатный человек и при этом как царственная особа. В очередной раз говорить об ее исполнительском мастерстве не вижу смысла. И так понятно – оно уникально и недосягаемо. А ее уход из жизни для каждого любителя классической музыки стал большой потерей.