Любовь к красоте и темперамент позволяют латиноамериканцам творить чудеса
Как меня занесло в центральную часть самой большой латиноамериканской страны — долгая история. Факт в том, что с некоторых пор я обитаю в столице Бразилии. В городе, имя которому — Бразилиа. И рассказать хочу именно об этом городе.
А ведь могли бы назвать столицу, например, Оскария или Нимейерия — в честь архитектора Оскара Нимейера, чьи работы сделали город достоянием ЮНЕСКО.
Один национальный музей чего стоит — белый сферический купол наполовину утонувшего в земле космического корабля. Вокруг него свободно обвивается кольцо рампы — ассоциации с кольцами Сатурна неотвратимы. К ошеломленному этой декорацией к съемкам «Звездных войн» посетителю элегантно спускается широкая рампа — трап. И будь ты на двух ногах или в кресле-каталке, преодолеешь высоту без усталости.
Кафедральный собор работы все того же атеиста и убежденного коммуниста Нимейера опять вызывает восхищение. Снаружи это причудливая пирамидальная конструкция из 16 бетонных колонн, символизирующих руки, вздымающиеся к небу, и витражного стекла. Собор похож на букет незабудок, который кто-то любовно упаковал в белую эмаль, но по дороге потерял — и вот лежит букет вверх ногами, головки цветов совсем скрылись под оберткой.
А оказавшись внутри этого просторного помещения, хочется сесть на отшлифованную деревянную скамейку для прихожан и внимать спускающимся из-под свода на тросах эмалированным ангелам с позолоченными солнечными лучами лицами. Это то самое чувство — покоя, мира и свободы, — которое и должно возникнуть в храме. Шепот и смех туристов расплескиваются по храму акустическим эффектом, преобразуясь в звуки, похожие на пение дельфинов.
Получается, куда ни шел трудолюбивый архитектор Нимейер, там обязательно что-то строил. Впрочем, в условиях создания Бразилии — с нуля, в заросшей кустарником пампе, за рекордные пять лет — продуктивность команды ее творцов была залогом успеха предприятия. Планировкой города занимался Лусио Коста — по его задумке будущая столица напоминала по форме расположения магистралей и зданий самолет. В «кабине пилота» расположен дворец президента и здания парламента. И все министерства и дворцы носят характерный отпечаток руки Нимейера: четкие геометрические формы, стрело¬образные колонны, неожиданная для бетона плавность форм, стекло и мозаика.
Оборотная сторона смелого урбанистического решения в том, что Бразилиа — один из самых неудобных для пешеходов городов. Сбегать в булочную, сходить в гости к друзьям, заскочить куда-то по дороге — все эти словосочетания теряют здесь смысл и заменяются на «поехать-заехать». Еще нет «нормальных» названий улиц — вместо них сокращения и номера.
Для автомобилистов город удобен: он поделен на сектора с логичной нумерацией. Расстояния небольшие, дороги не перегружены. Но стоит только попытаться преодолеть дистанцию без автомобиля — и жизнь превратится в пытку.
На улицах не часто увидишь прогуливающихся туристов, мам с колясками, неторопливых пенсионеров, поскольку улицы просто не приспособлены для пеших прогулок. И это не из-за палящего солнца — от него местные жители защищаются обычными зонтами. Пешеходная часть с отбитыми кусками асфальта настолько узка, что ходить по ней можно разве что по одному. Да еще посередине тротуара регулярно оказывается фонарный столб, вынуждая пешехода либо вжиматься в бетонный забор, либо, рискуя жизнью, выходить на проезжую часть.
Для безмашинных граждан существует общественный транспорт: метро, состоящее из двух линий, и автобусы. Но этот транспорт всегда вызывает нарекания, так как охватывает лишь небольшую часть города и ходит чудовищно нерегулярно. Поездка в автобусе — это настоящее приключение. Официального расписания на остановках нет — зато есть устное, передающееся из поколения в поколение. Человеку приезжему придется ориентироваться по приметам. Если на остановке никого нет — плохая примета: автобус придет нескоро. Пара человек уже есть — очень хорошо, можно начинать их расспрашивать, когда придет автобус, и куда он, собственно, пойдет.
Второй этап — сесть в свой автобус. Бразильцы очень дружелюбны и всегда пытаются помочь, при этом не факт, что они знают ответ на ваш вопрос.
Итак, любезный молодой человек в футболке говорит, что мой автобус № 333, но вот бабушка с седыми кудряшками уверяет, что мне нужен автобус № 666. Кому верить?
Гулять в Бразилиа лучше всего в специально отведенных для этого местах — в парках. Там посетителя встретит буйство флоры и непредсказуемость фауны. Гигантские кактусы, эвкалипты и акации на фоне манговых деревьев и целого легиона растений, известных только ботаникам. В период созревания манго в декабре-январе можно совершенно спокойно подойти к дереву на улице и нарвать себе столько сочных плодов, сколько унесешь.
В парках Бразилиа живет не просто дикая, а очень дикая природа, которую, кстати, никому не приходит в голову ловить, жарить и, чего доброго, есть. В зарослях манговых деревьях целыми кланами живут мартышки мико — крошечные создания, похожие на помесь кошки с шиншиллой. Они охотно едят с руки, придерживая палец своими лапками. Огромные (до метра в вышину) термитники — привычное явление. А где водятся термиты, там живут и их естественные враги — муравьеды.
Не наступите на ходячую траву! Ведь прямо под ногами нестройными рядами передвигаются травинки, которые несут к муравейнику большеголовые муравьи-траворезы.
В парках бразильцы устраивают пикники, есть площадки с бесплатными тренажерами для любителей спорта. Подобные площадки можно встретить и в жилых районах, и возле торговых центров. Туда ходят все от мала до велика. Пенсионерки коротают вечера с подружками на велотренажерах, обсуждая любимый сериал. Тренируются молодые люди, по мускулам которых можно изучать мышечную анатомию. Здесь же под ногами снуют дети всех возрастов.
В Бразилии есть два четко различаемых сезона: зима и лето. Зима — это июнь, июль, август (то есть наше лето). Погода засушливая, с неба ни капли, очень жарко днем и прохладно вечером. А летом считаются декабрь, январь и февраль — время отпусков и карнавала. Правда, дожди могут идти несколько дней без перерыва. При этом жарко бывает и днем, и ночью.
Виза
Гражданам России, путешествующим в качестве туристов, виза не требуется.
Билеты
Прямых рейсов в Бразилию из России нет. Зато много вариантов перелета зарубежными авиакомпаниями с пересадкой в крупных европейских городах. Время в пути обычно составляет 17-19 часов с учетом стыковок. Цена билета начинается с 28 тысяч рублей.
Питание
Бразильская национальная пища — это рис, фасоль в мясном соусе и говядина. То есть сытная еда для рабочего люда. Буквально на каждом шагу вам встретятся пао де кежу — сырные булочки из муки маниока и виртуозно приготовленные жареные бананы.
Типичный фастфуд — пастеис (вариант чебуреков с сыром, только тесто более тонкое).
Бразилия знаменита двумя напитками: чаем матэ и коктейлем кайпиринья.
В городе можно встретить рестораны с любой кухней, ведь Бразилия — страна иммигрантов. Представлены мексиканская, средиземноморская, американская, африканская кухни.
Покупки
Сувениры можно купить на рынке поделок Фейра да Торра или в торговом центре имени Жильберто Саламао. К типичным сувенирам относятся глиняная посуда, деревянные статуэтки, поделки из кожи, музыкальные инструменты, картины.
Другие покупки обычно делают в торговых центрах, которые здесь называются «шопинг». Шопинг Конжунто Насиональ находится на одноименной станции метро в центре города. Однако Бразилиа — дорогой город, и поход за покупками может влететь в копеечку.
Развлечения
Известный во всем мире карнавал с особым размахом проходит в Рио-де-Жанейро и в Сан-Паулу. В столице же он празднуется очень скромно. Куда интереснее увидеть другой праздник — Феста Юнина, посвященный Иоанну Крестителю. Гулянья проходят весь июнь. В городе воздвигают палаточные городки, где устраивают танцы, продают вареную кукурузу, сладкие картофель, рис, банановые пироги. На импровизированной сцене разыгрывают сцену из сельской жизни — свадьбу. Местные девушки наряжаются в цветастые ситцевые платья в деревенском стиле с обилием рюшей и бантов. Мужчины надевают рубашки в крупную клетку и большие соломенные шляпы. Феста Юнина — хороший повод узнать бразильцев получше, научиться танцевать кадриль и просто повеселиться.