Главная Культура 10:05 10 Октября 2013 7902
В своей «Защите…» Наталия Метлина выбрала путь точечного удара

Работа журналиста в жанре расследования сродни тому, что делает детектив

Ольга Щербакова

Этот жанр, к сожалению, не самый популярный сегодня. И передачи, в которых журналист профессионально проводил бы расследование, можно по пальцам пересчитать. На Пятом канале недавно появилась авторская программа Наталии Метлиной. Она так и называется – «Защита Метлиной». В 48 минут эфирного времени умещается три сюжета: три истории о людях, которые устали от пустых слов и обещаний. Им нужна реальная помощь и защита.

На сайте телеканала только появилась информация о новом проекте, а на форум уже посыпались сообщения с просьбами о помощи: «Наталья, помогите!», «Прошу услышать крик о помощи!», «Защитите права моего ребенка-инвалида!» После первого эфира обращений стало в разы больше. Наталии Метлиной доверяют как профессионалу, который работает в жанре журналистского расследования около 20 лет.

– Наталия, как вы находите героев передачи?

– Поиск тем – это особое искусство. И у нас четыре продюсера, которые занимаются только поиском тем. Если нас зацепила какая-то история, мы всегда проводим предварительное расследование. Пытаемся понять, что привело к этой ситуации, выясняем, на каком этапе произошел сбой, кто в этом виноват и, самое главное, что делать. На каждом шагу мы сталкиваемся с тотальной юридической безграмотностью населения. К сожалению, люди позволяют делать чиновникам с собой то, что делать совершенно не положено. Но люди проглатывают это, потому что элементарно не знают своих прав.

– Программа называется «Защита Метлиной». Вы людей от чиновников защищаете?

– От чиновников, от непрофессиональных журналистов, от судейского, следственного или полицейского произвола, иногда от врачей. Каждая рассказанная нами история в каком-то смысле типична – многие люди могут попасть в подобную ситуацию. Когда сюжет в поле зрения СМИ, герои невольно оказываются под защитой. К ним всегда особое внимание чиновников. Хотя я не стригла бы их всех под одну гребенку. Среди них встречаются очень порядочные, ответственные и честные, которые выполняют свой человеческий и государственный долг.

Другой вопрос, что не всегда журналисты выслушивают обе стороны. Бывает, ты приходишь к чиновнику и говоришь: «Что же это вы, Иван Иванович, сволочь такая…» А он выкладывает цифры, факты, документы. К сожалению, такие ситуации встречаются все чаще. Например, мне приходится объяснять женщине, что ее муж совершил преступление. Открываю Уголовный кодекс, показываю статьи. Как еще ей объяснить, что развешивать по городу националистические листовки – это преступление?

– Вы говорите сейчас о героине программы?

– Да, это то, с чем столкнулась недавно. Я ехала защищать одного человека, в результате сейчас защищаю его детей, а во всем виноват отец семейства, который сейчас бегает по Можайским лесам.

– Вы согласны, что жанр расследования сейчас переживает серьезный кризис? Кропотливая работа журналиста оказывается невостребованной. Многим редакторам куда проще поставить быстро сляпанный материал, чем ждать, пока журналист месяцами будет копать одну тему.

– Я делаю так, как меня учили. У меня были хорошие учителя. Я начала свою деятельность в программе «Политбюро», и рядом со мной сидели Александр Политковский, Александр Любимов, Михаил Маркелов, Василий Уткин. Потом я попала в «Совершенно секретно». Я задаю вопросы, и если я не получаю на них ответы, значит, я докапываюсь. Ответы на эти вопросы существуют, просто, чтобы их получить, нужно приложить чуть больше усилий. Это как кружева плести – трудоемко, никто не хочет этим заниматься.

– Наверное, нет общественного запроса на журналистские расследования?

– У людей тогда будет запрос на журналистские расследования, когда они увидят, что в результате возбуждаются уголовные или гражданские дела, виновные получают заслуженное наказание. А когда герои громких разоблачений и после этого разгуливают на свободе, у людей опускаются руки. И у зрителей, и у журналистов.

Для себя я выбрала путь точечного удара. Мы с коллегами не боремся против общественных пороков в общем, а вмешиваемся в конкретные ситуации. И делаем все, что можем. Мы, конечно, не даем квартиры, не усыновляем детей, но своими активными действиями мы стараемся сдвинуть проблему с мертвой точки, заставляем работать на ее решение тех, кто обязан заниматься этим по долгу службы.

– В жанре журналистского расследования обычно работают мужчины, но сейчас время женщин…

– Я преподаю на журфаках разных университетов. И когда захожу в аудиторию, вижу в основном женские лица: мужчины перестали интересоваться этой профессией. Еще 20 лет назад было иначе. Сейчас девчонки рванули в профессию. Разумеется, это следствие гендерных изменений в нашей стране: женщины стали сильнее, активнее, они имеют шанс реализоваться и так далее. Другой вопрос, что расследовательская журналистика – это по-прежнему удел избранных. Нужно постоянно быть в информационном поле. Когда люди в 20 лет говорят, что они занимаются журналистскими расследованиями, мне становится смешно. В этом возрасте просто нет элементарного жизненного и юридического опыта.

– Вы в юности (после школы как я понимаю) поступали во МХАТ на актерский факультет. Это помогает в работе?

– Я окончила театральную школу №123 и хотела быть актрисой, даже поступала во МХАТ. Но тогда мой типаж был не в моде, позже появились сильные женщины а-ля Каменская. В общем, Господь миловал. Однако актерское прошлое очень помогло, когда я почти три года вела ток-шоу. Работа на площадке сродни актерской профессии. Я человек творческий, мне не интересно было просто зачитывать текст по суфлеру, я импровизировала: могла и спеть, и станцевать, и захохотать, и заорать. Все что угодно. 
В этом жанре я была максимально свободна. На этом этапе актерское прошлое, конечно, выручило. Но я получила филологическое образование, и, думаю, в профессии оно мне помогает значительно больше.

– Если вы сталкиваетесь с попытками помешать вашей работе, что помогает идти дальше? Это ведь как раз те моменты, когда опускаются руки.

– У каждого журналиста своя задача. Если ты ставишь цель прославиться, открывать ногой двери чиновников, пошуметь, одним словом, – это одна история. Если хочешь помочь человеку решить возникшую у него проблему, тогда начинаешь с чиновником вести диалог. У меня сейчас как раз такой период, когда я перестала ногой открывать двери, потому что мы все люди. Моя задача – чтобы после моего репортажа лед тронулся. А это достаточно сложный путь. Но это мой метод. А у моих коллег по «Защите Метлиной» – свои. Наталья Кирилова очень любит публичные разоблачения, чтобы чиновник растерялся в кадре. А Станислав Бернвальд просто таки принуждает чиновников силой заниматься своими непосредственными обязанностями. Мы в работе разные – это и интересно.

– А когда вам страшно?

– У каждого свой порог страха. Кто-то таракана увидит и испугается, кто-то готов броситься под танк с гранатой, понимая, что погибнет. Я не считаю допустимым рисковать своей командой и своей семьей

– Вот тут в вас говорит женщина. Мы ведь более ответственные?

– Это не ответственность, это разум. Когда безумный человек занимается журналистскими расследованиями, он будет лезть на рожон и либо плохо кончит, либо у него ничего не получится. Журналистское расследование – это умный, тонкий, очень хитрый жанр. Говорить на эту тему могу без устали. Надо мной даже коллеги часто подтрунивают. Они меня называют «барынька». И говорят: «Все, барынька завела лекцию «Журналистское расследование: вчера, сегодня, завтра». И когда я обсуждаю тему, всегда четко проговариваю, какие вопросы нужно задавать. Мы не можем выслушивать героя, как бабки на лавочках. И самое главное – мы своих героев не бросаем и в следующих эфирах будем рассказывать, чего удалось добиться.

Из истории жанра

В эпоху гласности пионерами жанра журналистского расследования стали Юлиан

Семенов («Поиски Янтарной комнаты»), Артем Боровик («Совершенно секретно», «Версия»), Дмитрий Лиханов («Совершенно секретно», «Огонек»), Юрий Щекочихин («Литературная газета», «Новая газета»).
На телевидении все начиналось со «Взгляда». Именно эта передача стала школой тележурналистики нового времени. Журналисты «Взгляда» искали новые темы, добывали запретную информацию и умели находить оригинальные и остроумные повороты сюжета.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9463
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7165
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?