Для закрепления знакомства Путин и Саркози вместе поужинали и обсудили последние европейские новости. Официальные же переговоры будут продолжены в среду в Кремле - в узком и расширенном составе. Сегодня же президенты приедут в московский парк Лефортово, где к ним присоединится столичный мэр Юрий Лужков, чтобы присутствовать на торжественном открытии памятника летчикам и механикам авиаполка "Нормандия - Неман".
Накануне и сразу после избрания Николя Саркози президентом Франции многие местные политологи, с которыми доводилось беседовать о том, как они видят развитие франко-российских связей, были настроены весьма скептически. При этом ссылались на не так чтобы многочисленные, но весьма критические реплики Саркози в адрес России. Так на одном из предвыборных митингов он довольно резко высказался по поводу ситуации у нас с правами человека и положением в Чечне, на другом заявил о своем несогласии со словами Владимира Путина о том, что развал СССР "был величайшей трагедией ХХ века", подчеркнув, что "крах любой диктатуры - всегда хорошая новость".
Казалось, что действительно после "медового" периода в отношениях между двумя странами времен президентства Жака Ширака вот-вот наступит серьезное похолодание. Тем более если учесть, что среди советников Саркози были некоторые одиозные личности, как, к примеру, философ, а в прошлом левак Андре Глюксман, который, мягко говоря, никогда не питал симпатий ни к России, ни особенно к ее нынешнему руководству.
И тем не менее, этого не произошло. Тому есть несколько причин как объективного, так и субъективного характера. Николя Саркози - опытнейший политик, который прошел огонь, воду и медные трубы прежде чем въехать в Елисейский дворец. Он прекрасно отдает себе отчет в том, какое место Россия занимает в мировых делах. Это касается как вопросов международных - Иран, Косово, так и экономических, особенно в их европейском ракурсе. То, что Европа почти наполовину удовлетворяет свои потребности в энергоносителях, газе за счет России, это реальность, с которой нельзя не считаться, хотя, конечно, кому-то это может и не нравиться. Отсюда, кстати, недавняя фраза Саркози о том, что, мол, Россия намеревается "брутально" использовать газ и нефть в качестве своих "козырных карт" на континенте. Это с одной стороны. А с другой, когда встал вопрос об участии французской компании "Тоталь" в проекте Газпрома по разработке Штокмановского газового месторождения, он, как прагматик и государственный деятель, заботящийся об интересах своей страны, счел незазорным поднять трубку и позвонить в Кремль российскому коллеге, что, как писали местные газеты, склонило чашу весов в пользу французов.
Но до этого была встреча двух президентов на саммите "Большой восьмерки" в Хайлигендамме, а она стала знаковой.
Что бы ни говорили, а человеческий фактор - серьезная вещь. Достаточно было Николя Саркози и Владимиру Путину поговорить тет-а-тет, проникнуться друг к другу элементарной симпатией, чтобы ледовая корка, постепенно затягивающая франко-российские отношения, начала таять. Надо было видеть, с каким подъемом Саркози делился своими впечатлениями от общения с Путиным. "Это спокойный и умный человек, готовый к диалогу и обсуждению сложных проблем", - заявил нынешний хозяин Елисейского дворца, говоря о своем русском коллеге.
С каким настроением отправился Николя Саркози в Москву? По словам руководителя пресс-службы Елисейского дворца, с желанием "еще лучше понять Россию" и, добавим, ее руководителя. Надо думать, президенты найдут время поговорить и о своих хобби. Тем более у них есть общие - это верховая езда и борьба дзюдо. Кстати, у Саркози - коричневый пояс, а вот у Путина - повыше - черный.