Это революционное решение Центрального районного суда, оставленное без изменения в областной инстанции, на днях вступило в силу. Как отреагировали на него коммунальщики, пока не известно. В суд-то вызывались не они. В данном случае почтовая служба, по сути, сторонняя организация, просто оказалась крайней. Почтовики всего лишь пунктуально следовали бумаге, полученной из департамента городского хозяйства. В ней говорилось о запрете на исправления цифр в квитанции в сторону уменьшения. То же самое требование, кстати, написано и на самой платежке.
Между тем омичка Л.П. Фоменко собственноручно тарифы подкорректировала с учетом своей жилищной субсидии. В почтовом отделении исправленную квитанцию не приняли. Возмущенная женщина обратилась в общество защиты прав потребителей "Альтернатива". А то в свою очередь - в суд. Районная Фемида, разобравшись в ситуации, объявила, что муниципальные власти командовать почтой не правомочны. А поступающие из городского департамента письма - это рекомендации, не более того. И вообще, почта должна принять деньги и отправить их по назначению. А о размерах платежей должны спорить потребители и поставщики услуг - то есть соответствующие коммунальные службы.
Принятое решение председатель "Альтернативы" юрист Юрий Галахов считает важным не только для людей, получающих субсидии. Оно действительно носит революционный характер. По словам Галахова, у народа теперь есть право на самостоятельный перерасчет. Фактически гражданка Фоменко Л.П. придумала механизм воздействия на нерадивых коммунальщиков. Например, не давали они две недели тепла - значит, делим месячную стоимость услуги пополам. Не обслуживали жилье - опять урезаем сумму. И пусть подают на вас в суд. В этом случае именно им - истцам (!) - придется доказывать, что работали они безукоризненно, а вы возводите на них напраслину. Потому что по закону бремя доказательств наличия или отсутствия услуги лежит на той стороне, которая обращается в суд.
Сегодня же в судах мучаются не коммунальщики, а простые граждане. Те, кто устал годами платить ни за что и пытается вернуть свои деньги. Таких процессов в Омске уже прошло немало. И все они продемонстрировали, что по существующим нормам и положениям, да еще при жестком противодействии поставщиков услуг, доказать, что тебя обслуживали из рук вон плохо, чрезвычайно сложно.
Конечно, наивно полагать, что одно судебное решение может пошатнуть устоявшиеся порядки в системе ЖКХ. Но не исключено, правовое ноу-хау омички Л.Фоменко окажется востребованным. А вода, как известно, камень точит...