По мнению адмирала Куроедова, о сроках начала операции говорить рано. Как и о том, какие силы и средства для этого потребуются. Известно лишь, что российскими специалистами разработаны 13 вариантов подъема К-159. Главкомат ВМФ из них пока оставил четыре. А единственно верный станет известен в недалеком будущем. Из предыдущих комментариев флотских начальников можно заключить, что ранее конца следующего лета судоподъемные работы в любом случае не начнутся.
Но в воздухе витает главный вопрос: а стоит ли вообще все это затевать? Денег на извлечение старой субмарины из пучины наверняка потребуется намного больше, чем ушло на ее строительство в 1963 году. Вспомним: памятный всем подъем со дна Баренцева моря погибшей атомной подводной лодки "Курск" стоил казне 130 миллионов долларов. Конечно, подлодки проекта 629А, к каковым относится и К-159, рядом с "Курском" - как "Запорожец" у колеса КамАЗа. Но затонула она на глубине в 280 метров. А это в два с половиной раза больше той, на которую водолазы-спасатели уходили к "Курску". Мало того. К-159 покоится на глубине, близкой к предельной, на которую вообще способен погружаться человек в штатном водолазном снаряжении. Дело даже не в том, что это опасно, работать на грунте морякам можно будет считанные минуты, потом - многочасовой подъем и долгая реабилитация в компрессионной камере. Все это не может не затянуть судоподъемную операцию. А выбрать большое штилевое "окно" в знаменитом штормами Баренцевом море очень сложно.
Еще одна проблема - состояние корпуса подводного корабля, построенного едва ли не полвека назад. Специалисты задаются вопросом: если он настолько прохудился, что кормовые отсеки подлодки самопроизвольно затопила забортная вода, не разломится ли К-159 при подъеме? К тому же на такой глубине и водолазам будет трудно установить степень деформации лодки от сильнейшего удара при падении на грунт.
Можно возразить, что и при подъеме "Курска" опасений подобного рода было тоже немало, но все завершилось благополучно. Да и тогда риск был немалым. Однако его оправдывала опасность радиационного загрязнения моря, ведь тот подводный ракетоносец затонул вместе с ядерными реакторами в штатном снаряжении. На К-159 картина абсолютно другая. На момент окончательной остановки ее реакторов 25 ноября 1988 года ядерное топливо в них было выработано на 95 процентов. Компенсирующие решетки в активных зонах опущены, штоки подъема этих решеток вручную заварены. Таким образом, самопроизвольное возобновление цепной реакции полностью исключено. Системы первого контура обоих реакторов герметичны.
По мнению Министерства РФ по атомной энергии, "даже в случае маловероятного выхода радионуклидов в забортное пространство содержание радиоактивных веществ в морской воде в месте затопления АПЛ окажется незначительным и не приведет к загрязнению окружающей среды". Известная норвежская экологическая организация "Беллуна", традиционно-подозрительно наблюдающая за деятельностью атомных кораблей нашего Северного флота, настоятельно рекомендует российскому руководству трижды подумать над целесообразностью подъема К-159. Норвежцы предлагают для предотвращения выброса радиации подумать над созданием на дне над погибшей субмариной герметичного саркофага.
Да и если затонувшие реакторы столь опасны, что для их извлечения никаких денег не жалко, то, увы, на К-159 свет клином не сошелся. Только на дне нашего Карского моря лежат 13 этих махин, причем 6 - с невыгруженным ядерным топливом. Их мы утопили сознательно и собственноручно еще в 60-е годы, когда не было принято задумываться о таких "мелочах", как экология. Чего ж ими не занимаемся?
Хотя, наверное, можно рассудить и так: многомиллионные расходы казны на вероятный подъем К-159 - это и большая возможность для кого-то хорошо заработать. Если так - вопросов нет.