МАРШ БЕЗДОМНЫХ ОФИЦЕРОВ

Из Смоленска в Москву идет колонна офицеров, не имеющих квартир. Таким образом бездомные военнослужащие хотят обратить внимание властей на свое бедственное положение. В колонне офицеров прошли наши специальные корреспонденты.

Колонна идет быстрым шагом, чтобы не выбиться из графика движения. За день надо пройти 35-40 километров. Автомобилисты сигналят марширующим - приветствуют демонстрантов. В среду приехавшие из разных уголков страны офицеры ночевали в палатке, которую разбили в центре Смоленска. Почти всю ночь не спали. Но усталости на лицах не видно. К мероприятию все относятся очень серьезно и надеются: может, на этот раз их голос услышат в столице.
Кто в колонне? Офицеры представляются во-военному четко.
- Старший прапорщик запаса Олег Прокопьев. 57-го года рождения. 20 календарных лет службы. 18 из них - на Крайнем Севере (Северный флот). В 97-м уволился и приехал в Люберцы. Женат, двое детей. Проживаю где придется - у друзей, знакомых.
- Капитан 3 ранга в отставке Рим Байбурин. 56-го года рождения. Служил на Тихоокеанском флоте во Владивостоке. Выслуга - 24 года. Уволен в 98-м по состоянию здоровья без предоставления жилья...
У каждого своя история, но один финал: человека, отдавшего армии много лет, служившего верой и правдой там, куда пошлет Родина, выбросили, как котенка, на улицу. В лучшем случае дали комнату в каком-нибудь общежитии. Старшего прапорщика Татьяну Уварову уволили из Вооруженных сил год назад. 26 лет выслуги. 82-летняя больная мать Татьяны и еще четверо членов ее семьи остались без жилья. Снимают угол.
- Есть же конкретные виновники, - говорю одному из организаторов печального шествия гвардии майору запаса Араму Хачатуряну. - Так может, в суд лучше маршировать?
- Многие военнослужащие не знают законов. А чиновники пользуются этим. Наша московская региональная организация военных профсоюзов старается помочь бедствующим и обманутым, просветить, объяснить их права. Когда мы готовились провести марш, нас всячески поддерживал бывший начальник Генштаба генерал армии Михаил Моисеев. Но когда мы пошли, он открестился от нас. Больше того, небольшое помещение, где располагается сейчас штаб нашей профсоюзной организации, - это у Поклонной горы, нам предложено освободить до 1 ноября. Бумага пришла за подписью Моисеева.
- "Зачинщиками" марша протеста являетесь вы - профсоюзные работники. Но кто же помогает? Ведь проведение такого мероприятия требует материальных затрат...
- Да, наш региональный профсоюз военных Московской области пока чуть ли не единственная организация, которая стойко борется за права военнослужащих. Неплохо идут дела у ростовчан. Они выразили солидарность, но помочь материально не смогли - сами бедствуют. Мы направили письма российским олигархам - помогите. Если не можете купить кому-то квартиру, хоть на организацию марша пришлите денег. Никто не предложил и сотни рублей... Пишут вежливо, что мы, дескать, мысленно с вами...
- Неужели так никто и не предложил ни копейки?
- Почему? Некоторые партийные лидеры обещали любые суммы, только в обмен на то, чтобы колонна шла под их лозунгами и флагами. Но мы никакого отношения к политическим играм не хотим иметь. Наш протест имеет чисто социальный характер. А средства на проведение марша мы собирали, как говорится, с миру по нитке. Помогли представители среднего и малого бизнеса, особенно те, которые раньше служили в армии.
- До Москвы еще 300 с лишним километров. Вы планируете проводить какие-то акции в пути?
- Конечно. Митинги, встречи с людьми, сбор подписей в поддержку требований бездомных офицеров. Кроме того, мы решили приводить в порядок памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны...
- Почему для марша выбрано именно это время - октябрь?
- В Москву мы должны прибыть 23 октября. Как раз в это время начинает работу Всероссийский форум по проблеме обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих и работников правоохранительных органов.
...Колонна остановилась. Привал на ночлег. Все офицеры выстраиваются в шеренгу. Руководитель марша майор Ранис Рахматуллин докладывает, что график движения выполняется даже с опережением. За день пройдено 39 километров. Разводящий зачитывает обязанности каждого во время отдыха и на случай непредвиденных ситуаций. Рядом с большой палаткой - полевая кухня. Пахнет свежими щами, луком, гречневой кашей - как в хорошем доме. Только вот уютным его не назовешь...
Комментарий председателя Комитета по обороне Государственной Думы РФ генерала армии Андрея НИКОЛАЕВА:
- Мне хорошо понятны чувства людей, которых нетерпимая и унизительная ситуация с обеспечением военных жильем толкнула на отчаянный шаг. Хотя считаю, что на улицах подобные застарелые проблемы не решаются. Нужна серьезная и согласованная работа всех ветвей власти.
Что в последние годы происходит с решением жилищного вопроса в Вооруженных силах? Только на то, чтобы не допустить роста числа бесквартирных офицеров, государство должно выделять армии в год порядка 30 тысяч квартир. Однако за последние годы ни разу мы на этот показатель не вышли. Наоборот, сохраняется тенденция уменьшения количества квартир, предоставляемых военнослужащим за счет федерального бюджета. При этом если в 1999 - 2000 годах, когда Россия находилась в весьма сложном экономическом положении, государство все же находило возможным выделять Минобороны финансы, достаточные для приобретения 28 - 29 тысяч квартир ежегодно, то уже в текущем году удастся купить не более 23 тысяч. Перспективы еще хуже: в проекте бюджета-2004 запланированных ассигнований достаточно лишь на 13,5 тысячи квартир.
В итоге армия бомжей в погонах уже выросла до 170 тысяч, а через год, если ничего не менять, эта позорная цифра станет больше еще на 20 тысяч. Добавьте сюда 30 тысяч бесквартирных в ФСБ, 160 тысяч в МВД. Уже каждый третий российский офицер - бездомный. Граждане, уволенные с военной службы, стоят в почти безнадежной очереди по 10 лет и более. Более 60 тысяч таких семей, потерявших связь с армией, вынужденно проживают в закрытых гарнизонах, занимая квадратные метры, которые следовало бы предоставить прибывающим в войска лейтенантам.
Большие надежды возлагались на программу "Государственные жилищные сертификаты". Да, в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и некоторых других городах из-за высоких цен купить крышу над головой на сертификат непросто. Но в других местах более 119 тысяч военных свою проблему таким путем решили. Однако на 2004 год запланировано уменьшение ассигнований и по этой программе.
Недавно депутаты направили премьер-министру Михаилу Касьянову письмо с предложением изыскать средства на выпуск дополнительно 9 тысяч сертификатов для военных. А думский Комитет по обороне при втором чтении бюджета-2004 будет настаивать на выделении дополнительно 1 миллиарда рублей на строительство служебного жилья для военнослужащих частей постоянной готовности и еще 2,3 миллиарда рублей на программу "Государственные жилищные сертификаты".