И действительно, в ту пору домашний экран преподносил немало эстетических открытий - особенно с учетом новизны телеискусства как такового. К сожалению, в условиях дикого рынка, дельцы от эфира поспешили объявить, будто ТВ - это прежде всего шоу-бизнес. Телевидение как искусство стало угасать. Сегодня его приверженцы выглядят чудаками. И все же, к счастью, таких людей на разных каналах не так уж мало. Жаль только, что их дарование обычно не ценит по достоинству глухое к "художествам" телевизионное начальство: его, напротив, раздражают потери в рейтинге, который у талантливых произведений зачастую оказывается значительно ниже, чем у сделанных, что называется, лобово, топорно. Редкие исключения связаны чаще всего со случаями, когда руководители производящих телефирм - сами творцы, а не чиновники или коммерсанты. Так случилось в "Цивилизации", которую возглавляет Л.Николаев, автор знаменитого цикла "Под знаком "Пи".
Недавно начатый "Цивилизацией" еженедельный цикл "Черные дыры. Белые пятна" (завтра состоится пятый его выпуск) радует богатством творческой фантазии авторов, их изобретательностью в раскрытии тяжеловесных, казалось бы, научных тем. В этом помогают и разыгранные актерами сценки "по поводу", и превосходный авторский текст в исполнении на редкость органичного Николая Волкова, и свежее, энергичное решение кадра.
В отличие от тех передач, где научный материал излагается в дидактическом ключе, тут превалирует, если можно так сказать, "музыкальный ключ". Некоторые "главные темы", прозвучав однажды, уходят, а потом снова и снова возвращаются, обогащенные своего рода "обертонами". Так, в прошлой передаче "персоной выпуска" стал чешский прозаик Карел Чапек, подаривший людям, кроме замечательных книг, слово "робот": авторы подходят к его личности с разных сторон. В итоге образ получается емким и многомерным.
Сходный драматургический принцип конструирования многогранного образа использован в фильме "Роман ее души", показанном в понедельник, в день, когда отмечалось 110-летие Марины Цветаевой. Автор сценария Н.Спиридонова и режиссер Т.Малова привычную для подобного рода лент "материю" - стихи и письма - раскрыли средствами, присущими настоящему искусству. Так, иллюстрируя цветаевские признания насчет ее нелегкого пражского быта, показывают женские руки то чистящими картошку, то стирающими что-то в тазике, то шинкующими капусту... И, что немаловажно, строят и освещают кадр так, как делалось это в художественном кинематографе той поры. Контрастом к прозаическому существованию русской эмиграции стали полные страсти и отчаяния стихи и письма, обращенные к К.Родзевичу, с которым ее связывала самая большая в жизни любовь.
"Я никому в жизни не писала таких писем", - признавалась позже Цветаева. При том, что в фильме, по сути, прозвучало не так уж много стихов и писем, у зрителя осталось впечатление изобилия того и другого, - это тоже результат художественно полнокровной подачи материала.
Для сравнения скажу о передаче "Когда деревья были...", вышедшей в тот же день по тому же поводу. Тут представлен весь набор приличествующих случаю телевизионных штампов: эффектная блондинка с небрежно наброшенным на одно плечо броским шарфом ходит по улицам Москвы, родного города Цветаевой, и на разные лады читает ее стихи. Вслушаться, вдуматься в них очень сложно...
Мне все время вспоминалась на этой неделе басня Крылова "Петух и жемчужное зерно". Не только критик, но и зритель все чаще оказывается в роли тщетно ищущего в "эфирной куче" это самое зерно. А настоящего жемчуга на домашних экранах до обидного мало.