ПУТИН НА КОНЕ

Президенту России Владимиру Путину исполнилось 50 лет. Лидер Российского государства проявил подчеркнутую скромность и памятный день провел в напряженных встречах на саммите СНГ в молдавской столице. Сегодня на вопросы корреспондента "Труда" отвечает историк и публицист Рой Медведев, автор только что вышедшей книги "Владимир Путин - действующий президент".

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
- Рой Александрович! Как правило, интересующие вас политические фигуры исследуются на протяжении многих лет. Это и Сталин, и Хрущев, и Брежнев, и Андропов. А здесь всего за несколько лет вы издаете третью книгу о Владимире Путине. Замечу и другое. Своих героев (за исключением Чубайса) вы исследуете как историк, вглядываясь в уже завершившуюся политическую биографию.
- Далеко не все руководители нашей страны вызывали у меня, как у историка, интерес. Скажем, первый президент России Борис Ельцин в силу целого ряда причин никогда не являлся предметом моего отдельного исследования.
Есть и другой важный вопрос, и мне бы хотелось обратить на него внимание читателей "Труда". Для исследователя всегда очень увлекательна задача проследить историю своего героя в рамках смутного переходного времени, когда революционные преобразования ускоряют политические процессы. В свою очередь эти процессы в короткие сроки рождают героев и подлецов, реформаторов и ретроградов.
Наша страна и сегодня остается самым большим по территории и вторым по военному могуществу государством. Она сохранила ведущие позиции в постсоветском пространстве и располагает крупнейшими в мире природными ресурсами, большим научным и культурным потенциалом, высоким уровнем образования.
Хочу подчеркнуть, что я далек от упрощенного обывательско-восторженного взгляда на деятельность молодого президента. В отличие от иных публицистов, вчера чернивших нового лидера, а сегодня его восхваляющих, я рассматриваю Владимира Путина как политика сложного, порой противоречивого, иногда ошибающегося. Но при этом - и это очень важно - всегда остающегося самим собой, не стремящегося понравиться всем без исключения.
Владимир Путин (и об этом я пишу в своей книге) представляет в Кремле новое поколение российских политических деятелей - людей, которые родились уже после второй мировой войны. Эти люди получили воспитание в Советском Союзе, но не затерялись и в условиях либеральных реформ 90-х годов. Как правило, это трезвые прагматики, но вместе с тем люди, увлеченные, способные и желающие использовать в качестве опоры все лучшие ценности и традиции старой России, СССР и новой демократической России.
"ГЕНЕРАЛ" ОКАЗАЛСЯ ПОЛКОВНИКОМ
- Смена власти в Кремле в канун нового тысячелетия необычна не только тем, что прошла просто и эффективно. Все это произошло без революций, кровопролития, без дворцового переворота или заговора...
- Все это произошло прежде всего крайне своевременно. Давайте вспомним, в каком состоянии находилась Россия в тот памятный декабрьский день, когда Борис Ельцин в последний раз сильно удивил россиян, объявив по телевидению о своей добровольной отставке.
Борис Ельцин принял страну в плохом состоянии, но оставил ее в декабре 1999 года в еще худшем. О нем писали как о барине-самодуре, разорившем имение, запутавшемся в долгах, уморившем скот и людей и постоянно меняющем управляющих, на которых он и валил вину за свое банкротство. Сам Ельцин, кстати, прекрасно понимал драматическую ситуацию, сложившуюся в стране, и не случайно вопрошал в своей книге "Президентский марафон": "Кто готов взять на себя ответственность за страну с переходной, кризисной экономикой, левым парламентом, неотработанными механизмами гражданского общества".
Таким образом, приход нового человека, не из номенклатуры, не из привычной обоймы был предрешен. Сам Ельцин, будучи в жизни человеком сугубо штатским, хотел бы видеть в этой роли... генерала и об этом писал: "Я ждал появления нового, не похожего на других генерала. Вернее сказать, похожего на тех генералов, о которых я в юности читал в книжках. Прошло время, и такой генерал появился".
"Генерал" оказался полковником и звали его Владимир Путин. И все же казалось просто немыслимым, что человек с таким характером и интеллектом, с такими скрытыми возможностями, которые он демонстрирует вот уже более двух лет, мог вообще появиться в изрядно поскудневшем окружении первого российского президента...
Замечу и другое. Человек способностей и возможностей Путина никогда бы не вырос и не сделал карьеру в СССР. Люди с сильным характером, думающие, интеллектуально богатые неминуемо отсеивались номенклатурной системой.
ЧЕЧЕНСКИЙ СИНДРОМ
- Вы говорите об экономических, социальных и иных вопросах, с которыми столкнулся новый президент. Но едва ли не самой острой проблемой, возможно, решающей для его политической карьеры, все же был чеченский конфликт.
- Новый президент это прекрасно понимал. И не случайно в новогоднюю ночь свой первый блиц-визит буквально через несколько часов после того, как принял рапорт от носителей ядерных кодов, он нанес не в родной Санкт-Петербург, а в воюющую Чечню. Впрочем, Чечней он начал заниматься гораздо раньше, в бытность руководителем ФСБ и премьер-министром.
Назначение Владимира Путина премьер-министром происходило на фоне только что начавшейся агрессии в Дагестане, и, несомненно, он понимал: поражение еще и здесь после обидных неудач в Чечне будет грозить не просто крупными неприятностями, но может инициировать процесс распада России.
Дело было не просто в применении силы в Дагестане, а в ее эффективном применении, с одной стороны, и в том, что молодой лидер (прекрасно понимая, чем грозит ему неудача) принял на себя решение всех главных проблем новой войны, и поэтому успехи армии стали успехом и Путина. Для людей, которые поддержали его, и для него самого Чечня становилась рычагом, с помощью которого можно было начать поворачивать и всю Россию.
При этом я хочу обратить ваше внимание на один примечательный факт. Заблуждаются те, кто полагает, что Владимир Путин пришел к власти окруженный горячими сторонниками и верными друзьями. Довольно холодно встретили нового лидера и уже сформировавшиеся политические элиты страны. С одной стороны, враждебная к властям Госдума, с другой не наевшиеся суверенитетов амбициозные губернаторы, с третьей - еще не равноудаленные олигархи, считающие себя настоящими хозяевами России.
С откровенной злобой и ненавистью встретили первые действия Путина те, кто считал себя творцами общественного мнения, а по существу пытался манипулировать общественным сознанием в пользу собственного кармана. Так, в финансировавшемся Владимиром Гусинским журнале "Итоги" уже в декабре 1999 года читаем: "Чудо и триумф Путина построены не только на крови невинных людей, гибнущих в Чечне под бомбежками и обстрелами, пока бандиты спокойно обустраивают свои лагеря в горах... В основе успеха Путина - еще и хладнокровная политика, рассчитанная на эксплуатацию мрачных теней, обитающих где-то в потаенных углах общественного сознания, "бытового" национализма, стадной жестокости, мстительности, замешанной на чувстве безнаказанности, свойственном всякой толпе. Этот карнавал ненависти могут остановить только самолеты с армейскими гробами, ибо серьезных потерь в федеральных войсках новейшему политическому триумфатору не пережить". Привожу эту цитату, чтобы напомнить читателю, с какими серьезными людьми, обладающими серьезной властью, пришлось столкнуться новому лидеру.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, завязавшийся на Северном Кавказе узел было решено не развязывать, а рубить - со всеми возможными тяжелыми последствиями. Цена этого решения была высока. Второе поражение федеральных войск в Чечне могло окончательно подорвать престиж России. Поэтому риск неудачи был велик, но он был также и оправдан. И, как оказалось, решение премьера было не просто правильным, но его можно назвать судьбоносным.
Еще Альберт Эйнштейн на вопрос о том, как происходят великие открытия, ответил: "Очень просто. Все знают, что данная проблема неразрешима. Но вот приходит человек, который этого не знает..."
Поднимаясь в кабину штурмовика "Су-27" в качестве второго пилота, посещая солдатскую столовую или раненых офицеров в госпиталях, Путин делал все то, что делают в условиях войны главы любых правительств, если они хотят поддержать боевой дух армии и умножить свою популярность. Но думаю, что главным мотивом деятельности Путина была забота об интересах Российского государства и многонационального народа России, включая и чеченский народ.
РАВНОУДАЛЕННЫЕ
- Говоря о проблемах, с которыми столкнулся новый президент, вы вскользь сказали об олигархах, к тому времени уверенно себя чувствовавших и в Кремле, и в Белом доме, и в собственных СМИ. И если война в Чечне требовала однозначных решений, то "боевые действия" с олигархами - особой осмотрительности и тонкости.
- Ни для кого не секрет, что наряду с усилиями реаниматологов финансовые ресурсы олигархов помогли в 1996 году Борису Ельцину победить в президентской гонке. Это, в свою очередь, позволило наиболее амбициозным из олигархов занять влиятельные позиции не только в экономике, но и во властных структурах России. Это чистой воды фантазии, что все это пошло на пользу стране. Среди обращений к власти, которые звучали все громче и настойчивее, были требования покончить не только с коррупцией и преступностью, но и с засильем олигархов, при этом чаще всего назывались известные всем фамилии.
Российский крупный капитал - это не миф, но и не какая-то сплоченная группа предпринимателей и финансистов с общими интересами. Надо отметить, что в отличие от своего предшественника Путин и его предвыборный штаб на проведение избирательной кампании израсходовали очень мало средств, и деньги крупного бизнеса им не понадобились. Именно тогда Путин и заговорил о принципе "равноудаленности" олигархов от власти. Эти слова пугали в первую очередь тех, кто находился к власти очень близко или сам являлся ее частью.
- Чего же они испугались? Ведь Путин не раз подчеркивал, что передела собственности в стране не будет.
- Чрезмерную чувствительность и даже пугливость крупных российских бизнесменов можно объяснить прежде всего недостаточной легитимностью капиталов. Их бизнес построен на крайне запутанных схемах, он непрозрачен и вызывает подозрения.
Да и как смогли московские и нижегородские комсомольцы, театральные режиссеры и декораторы, пчеловоды или даже директора заводов и министерские чиновники столь стремительно заработать свои миллионы долларов?
К тому же многие из людей, проглотивших громадные куски государственной собственности, оказались не в силах их переварить. Даже Г. Явлинский, признавая, что большая часть олигархов выросла рядом с государственным корытом, рекомендовал их от корыта отогнать, не пытаясь разбираться с тем, сколько и чего они уже успели проглотить.
Следует заметить, что никакой "кровной мести" олигархам Путин не объявлял. Он просто лишил их поддержки. Дело в том, что без поддержки и опеки власти, без прямого влияния и даже подкупа в России в начале 90-х годов невозможно было начать и в считанные годы развернуть большой бизнес. Однако такое положение, когда, по словам А. Солженицына, "над всеми стоит власть сплотки людей, бесконечно равнодушных к судьбе подвластного им народа и даже к тому, выживет ли он вообще или нет", создавало большое социальное напряжение в обществе, где более 50 процентов граждан определяли свое материальное положение словами "бедность" и "нищета".
Сегодня в России позиции олигархата, по существу, подорваны, и страна перешла к новой системе производственных отношений, которая в условиях начала XXI века может быть только системой государственного капитализма.
Другим важнейшим достижением я считаю создание устойчивой экономической стабильности в стране. Возрос валютно-золотой запас России, что дает огромное преимущество стране в международном экономическом сотрудничестве. На конец сентября этот запас составил 45 млрд. долларов, и такого объема у нас не было никогда - ни в СССР, ни в России.
- О Владимире Путине написано немало книг. Но вы один из немногих, кто лично общался с будущим президентом.
- Встреча была неожиданной для меня, но мы провели вместе полдня, и определенное впечатление у меня сложилось.
В конце 1999 года вышла в свет моя книга "Неизвестный Андропов", и я неожиданно для себя был приглашен на расширенную коллегию ФСБ, где и состоялась презентация книги.
Вероятно, это была самая необычная встреча с читателями за всю мою карьеру. Несомненно, что среди участников встречи (а там присутствовало около 60 генералов, в разные годы служивших в КГБ и ФСБ) были и самые внимательные читатели, но никак не почитатели моих диссидентских сочинений.
Инициатором моего приглашения был сам В. Путин, возглавлявший тогда ФСБ. Я полагаю, что будущий президент определенным образом рисковал, приглашая меня в столь специфический круг своих коллег. Он ведь не знал, что я буду говорить.
Позже мне говорили, что кадровые сотрудники ФСБ высоко оценили тот факт, что к 85-летию Ю. Андропова В. Путин восстановил памятную доску на здании ФСБ, проявил внимание к его памяти. С другой стороны, главным докладчиком на коллегии ФСБ стал по его инициативе в моем лице бывший диссидент, пострадавший от того же КГБ.
Это была очень непростая ситуация, и я хочу сказать, что наш президент - большой мастер таких политкорректных конструкций. Подобные красиво и интеллектуально сформированные конструкции он выстраивал не один раз, встречаясь и общаясь как с российской, так и зарубежной политэлитой.
Уверен, что аналитическая работа в разведке помогла ему сформировать такие черты характера.
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА
- Оппоненты Владимира Путина нередко упрекают его в короткой кадровой скамейке, нежелании резкого обновления своего окружения, все еще сохраняющемся влиянии пресловутой "семьи" - наследства прежнего президента.
- Владимир Путин, несомненно, политик вполне самостоятельный. Он может советоваться с самыми разными людьми и регулярно делает это. Однако решения принимает сам.
Принципы кадровой политики В. Путина совершенно иные, чем у его предшественников. Он действует взвешенно, даже осторожно, воздерживается от эмоций и унизительных жестов.
Посмотрите сами: все бывшие премьер-министры В. Черномырдин, С. Кириенко, Е. Примаков, С. Степашин получили крупные назначения. И дело не в том, что они довольны своими назначениями, а прежде всего в том, что они успешно и, судя по всему, с удовольствием исполняют свои функции, нашли, что называется, себя. Говорят, что задача политика - из врага сделать друга. Б. Ельцин умудрялся делать все наоборот. Из своего верного союзника Ю. Лужкова он сделал противника. В. Путин изящно разрулил эту ситуацию, открыто поддерживает московского мэра, обретя в свою очередь в его лице честного и порядочного соратника.
В то же время завершая нашу беседу, хочу отметить, что юбилейный елей должен быть чужд действующему президенту.
Далеко не все проблемы, стоящие перед страной, удалось решить. Почти ничего не сделано для преодоления тяжелого кризиса в здравоохранении, образовании и культуре. Крайне скромны успехи российской науки, продолжает ухудшаться инфраструктура жилищно-коммунального хозяйства страны.
Владимир Путин оказался нужным человеком в нужное время и на нужном месте. Но в России растет потребность в новых политических и государственных деятелях, в новых экономистах, которые могли бы поддержать и продолжить то возрождение страны, которое по большому счету только начинается.