- Слез не могу удержать. Это была самая впечатляющая ночь в моей жизни. Мы шли к ней целый год. Все молодцы. И иностранные фирмы, и наши моряки, и "рубиновцы". Блестяще все получилось. Предстоящая заводка атомохода в док - это уже другого масштаба задача. Очень трудная, но все-таки попроще...
А рядом, на мостике норвежского судна "Майо", стоял обычно немногословный, сдержанный и солидный господин Франц ван Сейверен и даже не вытирал мокрых глаз. Его дочка, пресс-секретарь все той же фирмы "Маммут" Лариса ван Сейверен, сидела рядом со мной в пресс-центре. По ее словам, таким взволнованным отца она не видела никогда.
Взявшись за никем в мире еще не решавшуюся задачу подъема гигантского атомохода величиной с 6-этажный жилой дом со дна Баренцева моря, фирма "Маммут" поставила на карту свою деловую репутацию. Чтобы понять, как рисковали голландцы, достаточно сказать, что раньше они никогда ничего не поднимали из морских глубин. Занимались сложными инженерными работами на сухопутье. Кстати, в том числе и в России. Именно эта компания несколько лет назад установила огромную крышу над лучшим московским стадионом "Лужники". По морю "Мамонту", как переводится с голландского "Маммут", приходилось буксировать только огромные буровые платформы для добычи нефти с океанского шельфа.
У голландцев не было своих водолазов, но оказались классные инженеры. Точность их расчетов не сегодня завтра можно будет наглядно увидеть в доке поселка Росляково, когда туда доставят "Курск".
Опытных водолазов ван Сейверен искал по всей Европе. Нашел в Англии. Создал совместное предприятие с норвежской фирмой "Смит интернешнл", которой принадлежит баржа "Гигант-4". Может быть, убедил своей основательностью официальный девиз норвежской компании: "Любая работа - в любом море". Теперь-то мы знаем: это не просто слова.
Лариса ван Сейверен рассказывает, что ее отец и его коллеги в море работают как черти. Шторм, качка на "Гиганте-4" была такой, что никак не удавалось под душем даже помыть голову, струя воды все время била мимо. С попутным вертолетом на баржу с берега забрасывали гигиеническую губную помаду - на студеном заполярном ветру у спасателей до крови трескались губы. Даже близкие с берега старались пореже звонить на "Гигант-4" по мобильным телефонам: не разбудить бы ненароком своих в редкие часы отдыха.
Так что стоит ли удивляться эмоциям, которые испытывает теперь глава "Мамонта"?.. А накануне ухода кораблей из района гибели атомной подводной лодки "Курск" с борта судна "Майо" в Баренцево море новые побратимы североморских подводников России опустили мраморную плиту. На ней написано, что, повинуясь законам морского братства, иностранные спасатели честно работали здесь и сделали все, что могли.
* * *
Главная вчерашняя новость с Баренцева моря: к полудню ордер кораблей и судов экспедиции особого назначения Северного флота, буксирующих и сопровождающих погибший атомоход "Курск", прошел больше половины из 110 миль, что отделяют район прошлогодней катастрофы от конечной точки маршрута - доков поселка Росляково. Погода благоприятствует, поэтому у штаба экспедиции нет сомнений, что сегодняшним утром отряд войдет в Кольский залив. А около 14 часов, как планируется, баржа "Гигант-4", накрепко скрепленная с "Курском", будет поставлена на швартовые бочки в губе Белокаменка, в непосредственной близости от дока.
Однако с заводкой атомохода в док решено не торопиться. В течение еще 8 часов после швартовки флотские дозиметристы проведут последнее подводное радиационное обследование разрушенного крейсера. Затем моряки проверят понтоны, специально изготовленные в Северодвинске для того, чтобы приподнять поближе к поверхности моря систему "баржа-подлодка". С нынешней общей осадкой порядка 22 метров в док это огромное сооружение может и не войти.
И только 13 октября, если все пройдет благополучно, "Курск" завершит свое последнее всплытие. Эта дата еще может измениться, но время останется неизменным. Работа в любом случае начнется после 16 часов, когда в Кольском заливе пика достигнет трехметровый прилив - так называемая "большая вода".