В прошлом году телефонные мошенники украли со счетов граждан более 65 миллиардов рублей
Генеральная прокуратура РФ обнародовала впечатляющие данные о масштабах преступной деятельности в IT-сфере. В прошлом году телефонные мошенники украли со счетов граждан более 65 млрд рублей. Интернет-мошенники сработали еще результативнее, облапошив доверчивых пользователей на 85 млрд. Масштабы преступлений вынудили Минфин, ЦБ и МВД заняться разработкой механизма упрощенного и ускоренного возврата денег жертвам цифровых злоумышленников.
С началом цифровизации количество покушений на мошенничества с банковскими счетами ежегодно растет. Каждая пятая кража в стране сейчас связана именно с дистанционным отъемом денег у населения. Правоохранительные органы не справляются с наплывом заявлений от пострадавших. Хотя сам факт обращения в полицию ничего обнадеживающего потерпевшим не сулит: в лучшем случае преступники будут пойманы и заключены под стражу, но за недели и месяцы, что будет идти следствие, украденные деньги растратят или они бесследно исчезнут в неизвестном направлении.
Статистика МВД неутешительна: в рамках расследования телефонных и интернет-мошенничеств сотрудникам правоохранительных органов лишь в 10% случаев удается найти и вернуть потерпевшим украденные деньги. Полиция сегодня в одну калитку проигрывает преступникам в оперативности. Пока пишутся и принимаются заявления от пострадавших, направляются запросы в банки о движении денежных средств по счетам, воры успевают совершить множество транзакций, перевести украденные деньги на счета третьих, четвертых, пятых и десятых лиц, обналичить их или отправить на криптовалютные кошельки.
Впрочем, совсем скоро ситуация может измениться. В Минфине кипит работа над созданием нормативно-правовой базы, значительно упрощающей вопросы взаимодействия правоохранительных органов и банковской сферы ради оперативного пресечения противоправных действий со счетами граждан. Разрабатываемый механизм должен ускорить взаимодействие правоохранительных органов, банковских структур, судебной системы и финансового регулятора. Это позволит следователям быстрее получать судебные решения о блокировке счетов и снизит риски нанесения финансового ущерба гражданам.
В идеале движение денежных средств по счетам замораживается в момент обращения человека в правоохранительные органы, это действительно повысит шансы следователей и жертв мошенничества на р-а-з-облачение преступников и возврат денег.
Однако представители экспертного сообщества отнеслись к инициативе Минфина скептически.
— Даже если все процессы в рамках этой процедуры будут правильно настроены, то от обращения человека в правоохранительные органы до блокировки счетов все равно пройдет как минимум несколько часов, а во времена IT-технологий это целая вечность, — уверен специалист по информационной безопасности Максим Кривошеев. — Это на подготовительную работу и переговоры с будущей жертвой преступники могут потратить много времени. Само же преступление совершается за считаные минуты. В течение получаса похищенные средства могут сменить несколько банков и в конце концов попасть на счет физического лица или группы лиц, которые их благополучно обналичат. Так что максимум, на что способна инициатива Минфина, — это бороться с очень неискушенными или ленивыми преступниками, которые не посчитают нужным замести следы злодеяния и хорошенько спрятать деньги.
Предложенный Минфином механизм будет также иметь возможность досудебной блокировки сомнительных транзакций. Но и здесь могут возникнуть серьезные трудности, поскольку эффективность работы системы будет зависеть от тонкостей ее настройки. Критериев, однозначно выделяющих из общей массы мошеннические переводы, пока не существует. Если же настраивать механизм, основываясь на косвенных признаках, то это приведет к огромному количеству ошибочных блокировок, которые могут парализовать рабочие процессы юридических лиц или на ровном месте создать проблемы простым гражданам.