Про Магадан и другие горячие точки

О чем поет борец за честные выборы Вася Обломов

Музыкант Василий Гончаров играл брит-поп с группой «Чебоза», а потом вдруг описал злоключения рок-музыканта в песне «Еду в Магадан», выпущенной от лица Васи Обломова. К удивлению артиста, сатирическое направление, к которому он не относился всерьез, оказалось востребованным публикой. Не исключено, что по песням Обломова, историка по образованию, когда-нибудь будут изучать и зигзаги российской истории начала XXI века.

Исполнитель сатирических песен Вася Обломов появился почти случайно. О чем бы ты пел в идеальном мире, в котором не нужно писать трагикомические песни об окружающей действительности?

— Думаю, просто писал бы музыку. В принципе я и так это делаю, дома лежит много набросков инструментальной музыки. Мне интересно писать для кино — это развивает воображение. А насчет сатирического дара... Никогда его не чувствовал. Мне вообще кажется, что у меня нет чувства юмора. А когда получалось сочинить что-то смешное, считал, что это и показывать-то никому не надо. Вот, например, еще до Васи Обломова у меня была песня «Васильки», пародия на композицию Эминема «Stan», в форме идиотского письма Диме Маликову. Сделано это было очень легко и быстро. Мы пошутили, все посмеялись, и я не отнесся к этому серьезно. Потом ажиотаж вызвала песня «Еду в Магадан». Решил, что раз это кому-то интересно, сделаю альбом таких песен «разговорного жанра». Если бы альбом тогда никто не купил, а на концерты никто не пришел, то никакого проекта «Вася Обломов» не состоялось бы.

— Если послушать внимательно, ты в «Магадане» не очень-то и шутишь, хотя публика восприняла это как стеб. С другими песнями тоже так бывало? Кстати, ты себя считаешь оппозиционным деятелем?

— Не знаю, как такие люди называются. Те, кто считает, что страна должна жить по закону, пресса — быть честной, чиновники не должны воровать, а в подъезде лампочка гореть. Это оппозиционная программа или просто представления нормального человека о жизни? В желании жить по-человечески нет ничего радикального. В Конституции все достаточно внятно написано, мне бы вполне хватило, если бы мы все жили по Основному закону. Но не получается, хоть тресни. А несправедливость я всегда остро чувствовал, это и пытаюсь выразить в песнях. Правда, многие в России сейчас снова охотно возвращаются к прежнему шаблону: ты за красных или за белых? Когда Андрей Васильев позвал меня в проект «Господин хороший» на «Дожде», у меня было единственное условие: я буду шутить над тем, над чем посчитаю нужным. Если оппозиционер, уважаемый каналом «Дождь», совершит что-то достойное осмеяния, то мы его высмеем. Это условие было принято.

— Обычный человек заходит утром в интернет, читает новости и испытывает смешанные чувства: ему хочется выругаться или хотя бы пнуть кота...

— А мне в таких случаях приходит в голову написать новую песню. Хотя легче от этого не становится. Например, песня про Олега Табакова получилась, когда я хотел написать в «Твиттер» и не уложился в 140 знаков. Шутка затянулась и пришлось написать песню — не хотелось выкладывать эти строчки по частям отдельными твитами. А иногда и грустные песни из этого рождаются. Это, может быть, помогает выпустить пар, но по большому счету ничего не меняет в жизни, тут я не обольщаюсь.

— С запретами своих концертов ты сталкивался?

— Из последнего. В День России мы должны были выступать в парке «Сокольники». Приглашение исходило от департамента культуры Москвы. Мы согласовывали макет сцены, нас даже почему-то спросили, не против ли мы российского флага на сцене. А как же можно быть против, если мы живем в России? Подписали договор, получили деньги — и вдруг организаторы сообщают, что вышестоящее руководство не хочет нас видеть на сцене.

— Может, дело в репертуаре?

— А что там такого антироссийского? К тому же мы заранее прислали организаторам трек-лист и получили «ОК». Мы же вменяемые люди, у нас нет задачи все время костерить власть. Песни у нас разные, и мы не собирались превращать концерт в митинг. Обычно это вполне веселое мероприятие. Смех и радость мы приносим людям... Уверен, что от концерта Васи Обломова в День России никто бы не проиграл.

— Вася Обломов и Вася Гончаров — это одно и то же или есть различия?

— Раньше я старался дистанцироваться от образа, а сейчас спокойнее к этому отношусь. Вася Обломов — творческий псевдоним, под которым у меня выходят песни. Никакими рамками проект не скован: могу писать все что угодно и с кем угодно. Если захочу сделать что-то в совершенно другом жанре, вряд ли буду для этого придумывать новый псевдоним. Раз уж так сложилось, пусть будет Обломов.

— Вместе со Шнуровым ты спел эпохальное произведение «Любит наш народ всякое г...». Если это диагноз, то кому?

— Это признание факта, что государство не пытается своих граждан облагораживать. Оно занимается исключительно собой, а страна живет на автопилоте. Хотя ношение носок с сандалиями никто нам сверху не навязывал... Между тем свобода — это и хороший вкус, это образование, это ответственность за свою жизнь. А государство не торопится воспитывать и образовывать: оно понимает, что образованное население более требовательно. Если ты живешь тяжко и неказисто, у тебя маленькая пенсия, старая квартира и т. п., тебе хочется чего-то великого. Включаешь телевизор, а там танковый биатлон, и мы опять впереди планеты всей. И ты уже думаешь: ладно, ради этого можно и потерпеть...

— А ты не сгущаешь?

— Да нет, дело даже не в моих сиюминутных ощущениях. Ведь они там, за рубежами, ничем не лучше нас, многие даже глупее. А живут лучше. Вот видишь за границей какой-нибудь маленький семейный ресторан, который работает с 1811 года, и думаешь: это ж сколько поколений семьи сменилось, а бизнес продолжается, и люди живут предсказуемо. А когда узнаешь, что Ральф Лорен вырос в семье эмигрантов из СССР и что французская чайная компания Kuzmi Tea появилась на свет в дореволюционной России и эмигрировала вместе с владельцем после революции, настроение портится. По крайней мере, у меня. У нас человек предпочитает мыслить в масштабах человечества, вертит глобус. Хотя именно из благополучия обычных людей складывается в итоге благополучие страны. Я учился на историка и понял, что вся история нашей страны замешана на борьбе невежества с несправедливостью. Борьбе, в которой изобретателя телевидения Зворыкина выдавили с родины, как и поэта Бродского, признанного дома тунеядцем.

— А сам-то сталкиваешься с набирающей сегодня популярность фразой: «Вали в свою Америку, нечего тут клеветать»?

— В интернете, конечно, какие-то глисты пишут. В лицо мне такого пока никто не говорил. Кстати, не очень понятно, почему у нас патриотами в последнее время называются какие-то дебилы, которые ором орут, несут агрессивную чушь. Они же дискредитируют понятие патриотизма! В таком патриотизме нет обаяния, шарма, романтики — и нормальному человеку, любящему свою страну и ощущающему гордость за нее, присоединяться к байкеру в шапочке и подпевать ходульным песням западло. Вообще-то это такая политическая технология: показать, что большинство — оно вот такое... И нормальный человек при взгляде на эту картинку начинает ежиться, ему становится грустно, одиноко и уныло. Об этом, собственно, я и пою.