Минобрнауки сделало шаг к полной победе плагиаторов: оно предложило правительству лишать ученых степеней за плагиат только по решению суда
Новое руководство Минобрнауки предложило правительству лишать ученых степеней за плагиат только по решению суда, лишив этого права и Высшую аттестационную комиссию, и собственное ведомство. В сообществе «Диссернет» прогнозируют, что принятие такого закона будет означать полную и окончательную победу плагиаторов.
Про умные мысли — это цитата из фильма. На самом же деле чаще бывает как раз наоборот: умные мысли из тоненькой тетради раздуваются до размеров циклопических, скажем, объема докторской диссертации. Но прежде маленькое отступление.
В начале 90-х пришла я брать интервью у большой начальницы, и она, бегло взглянув на мои золотые часики, вдруг сказала: «Захотите продать, позвоните». Я изумилась такому интересу к скромным часам. А собеседница пояснила: «Сделаны в СССР, с тем еще клеймом, без подвохов». Тот же принцип давности я теперь использую для определения обоснованности претензий того или иного господина. Протягивает тебе визитку солидный гражданин: член такой академии, президент сякой, доктор политологических, кандидат экономических, магистр, бакалавр: Если отличия получены после того, как лицо заделалось депутатом или чиновником, я эти степени мысленно обнуляю. Ну, мода такая. В странах Латинской Америки меньше чем полковником быть неприлично, а на Кавказе все из княжеского рода.
И вот на подмогу таким подозрительным три года назад явился «Диссернет». Санитар научных лесов! Появилась надежда, что теперь-то не с руки будет присваивать чужие мысли и совать их в свою диссертацию, разоблачат, стыдно... Может, конечно, преувеличивала размеры совести у обладателей золоченых визиток. Однако когда уличили в плагиате видного депутата Мосгордумы, вполне мне лично симпатичного, и тот от той ученой степени отказался, я изумилась и порадовалась за себя: не подвело чутье на чужую душу. Впрочем, он был один такой храбрец. А депутата Госдумы РФ Ришата Абубакирова и экс-министра сельского хозяйства Елену Скрынник пришлось лишить степеней силком, хоть они и пыжились, и упирались, и напрягали административный ресурс. Остальные известные наши сограждане, плагиаторство которых достоверно установлено (а в списке много звездных имен: уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов, депутаты Ольга Баталина, Владимир Васильев, Владимир Бурматов, министр культуры Владимир Мединский, председатель Счетной палаты Татьяна Голикова или вот, свеженький пример, министр связи Николай Никифоров) сохранили олимпийское спокойствие.
К слову сказать, среди тех, кто сегодня нацелился в депутаты Госдумы РФ, тоже много уличенных «Диссернетом» плагиаторов. Они есть в избирательных списках всех политических партий, но только Григорий Явлинский распорядился своих пятерых проштрафившихся из списков убрать. Но де-факто из квинтета пока убран один.
И вот в такой ситуации министерство образования и науки во главе с новым министром Ольгой Васильевой предложило лишать ученых степеней только по решению суда. Пока-то у нас рассмотрением обоснованности присуждения ученой степени занимаются Высшая аттестационная комиссия и Минобрнауки. А сообщество «Диссернет», которое исследует научные работы чиновников на предмет неправомерных заимствований, делает им обоим предложения, от которых те иногда не могут отказаться — как в случае со Скрынник. А иногда могут — как в большинстве других случаев.
Теперь ситуация по замыслу Минобраза должна быть следующей: ученый, заподозривший, что у него кто-то позаимствовал работу, должен обратиться в суд лично. Понятно, что мало кто из ученых это будет делать хотя бы потому, что заимствования трудно отследить. Дел у него, что ли, больше нет, кроме как копаться в чужом исподнем? Один из основателей «Диссернета» Андрей Заякин считает, что принятие такого закона будет означать полную победу плагиаторов, ибо после вступления его в силу ни одно заявление о лишении степени «Диссернет» подать не сможет. Так что бизнес по торговле диссертациями снова расцветет пышным цветом.
Не думаю, что этого не понимает новый министр науки и образования. Но в ведомстве, похоже, не хотят и на секунду допустить, чтобы «Диссернет», то есть мнение независимого и объективного научного экспертного сообщества, имел возможность влиять на их высочайшие сановные решения. Впрочем, выход есть: записать в том же законе, что ВАК после своей экспертизы имеет право сам обращаться в суд с требованием лишить плагиатора ученой степени. Это хоть что-то. Хотя и это шаг назад. Потому что все равно в суде от ВАК выступят все те же эксперты, которые уже проверяли для него предмет судебного разбирательства. Ну да, это добавит делу публичности. Но разве не проще законодательно побудить сам ВАК делать свою работу более публично?