В Русском музее открылась выставка обнаженной женской натуры «Красота без гламура?»
Почему эта выставка обнаженной женской натуры в Санкт-Петербурге вызвала такой ажиотаж? Может, потому, что организована она была респектабельным Русским музеем.
:Среди тех, кто позировал художнику Эберлингу, были знаменитые балерины Анна Павлова и Тамара Карсавина. Он писал их парадные портреты. А вот «эскизы» в стиле ню к этим портретам прятал подальше от любопытных глаз. В те времена вековой давности, когда акцизный чиновник, владелец табачной лавки (и профессиональный художник, известный фотограф Альфред Эберлинг) снимал танцовщиц, выставлять напоказ обнаженное женское тело считалось недопустимым. А Эберлинг часто снимал балерин, равно как и дам из общества, а также натурщиц, обнаженными. Он любил красивых женщин, знал в них толк. При этом никогда не печатал своих снимков в увеличенном размере, предпочитая разглядывать, будто в замочную скважину, негативы. Говорят, это помогало ему создавать живописные полотна. Трудно сказать, так ли это, но и спорить по такому поводу поздновато.
Увидеть фотоработы ученика Ильи Репина можно в эти дни в Строгановском дворце Петербурга, где Русский музей открыл интересную выставку «Красота без гламура?», представив на ней около ста фоторабот мастеров этого сложного жанра, живших в период от начала ХХ до ХХI века.
— Знак вопроса в названии вернисажа не случаен, — поясняет Светлана Зинченко, научный сотрудник сектора фотографий Русского музея. — В последние годы обнаженка стойко ассоциируется у нас с гламуром, то есть с роскошью, шиком, внешним блеском. Между тем обнаженное женское тело еще с античных времен считается эталоном красоты и одним из главных объектов искусства.
В этом убеждаешься, глядя на фотографии, вывешенные в залах Строгановского. Черно-белые и цветные, выполненные вручную и с использованием самой современной техники, пленочные, цифровые. Вроде бы случайно схваченные и оттого особо чувственные — как у того же Эберлинга или у нашего современника, музыканта и художника Стаса Намина, представившего две работы — «Девушка в шляпе» и просто «Обнаженная». А вот Николаем Свищовым-Паоло, работавшим более века назад, двигало восхищение человеческим телом как совершенным творением природы — и его работы близки к живописной традиции.
Между прочим, фотографии в стиле ню были очень популярны в раннее советское время — вплоть до начала 30-х. Так, только в Москве в 1925-1929 годах прошли четыре выставки фотографий обнаженной натуры. Но дальше — только полуподпольные съемки и показы, публикации в зарубежных журналах с последующими гонениями на авторов. Как рассказали организаторы нынешней выставки, немалого труда стоило им собрать работы для данного публичного показа. Вызвавшего, к слову, небывалый по сегодняшним мерках ажиотаж у публики. В день открытия очередь на выставку вылилась из дворца на Невский проспект.