На такое лекарство от кризисов контрсаммит в Санкт-Петербурге выдвинул свои рецепты
Россияне много слышали о чудотворных способностях свободного рынка. Он давно уже должен был все везде исправить и привести к процветанию. О том, почему этого не происходит, не принято говорить на встречах G20. Зато об этом говорят на контр-саммитах. Например, о том, как взять рынок под контроль и обеспечить общественный прогресс.
Саммит G20 — не единственное крупное международное мероприятие в России, украсившее нынешнюю осень. Накануне его в том же Санкт-Петербурге состоялся большой альтернативный интернациональный форум — контрсаммит. Он собрал десятки всемирно известных экспертов, критически настроенных к «вашингтонскому консенсусу». Так принято называть господствующую в мире неолиберальную доктрину, которая нацелена на удовлетворение потребностей корпораций любой ценой. Именно на нее опираются правительства, когда разрушают системы образования и здравоохранения, передавая все на «попечение» рынка. Неолиберализм консервативен по своей сути. Он стремится вернуть мир к порядкам XIX века, когда государство по сути было только «ночным сторожем». Оно не несло на себе ни пенсионной системы, ни каких-либо гарантий для наемных работников, не имело ни социального, ни трудового права. Каждый человек был предоставлен сам себе, и это было очень удобно для бизнеса. Не знало общество и такого «страшного зла», как вмешательство государства в экономику — госрегулирование в широком смысле.
Неолиберальные идеологи забывают, что именно потрясения прошлого столетия изменили мир. И что без социальных прав и государственных институтов невозможно обеспечить экономическое развитие. Вытравляют из памяти уроки Великой депрессии 1929-1933 годов, когда при изобилии товаров миллионы людей в Европе, Северной Америке и других частях света стали нищими. Совсем забыто, что именно рост уровня жизни на Западе обеспечивал прогресс мировой экономики в 1950-1960-е годы. Но контрсаммит не только должен был напомнить о неразумности ультрарыночных подходов — от него ждали антикризисных рецептов.
В 2008-2009 годах реальная экономика в грубой форме надругалась над положениями из либеральных учебников. Мировое хозяйство угодило в затяжной кризис, ставший одновременно кризисом глобальной гегемонии США. Как отмечали многие эксперты, америкоцентричная модель треснула. Сложились условия для слома этой экономической, а значит, и политической иерархии. Организованный международной инициативой «Постглобализация», контрсаммит показал: жесткая экономия и либерализация торговли неэффективны против кризиса, как бы ни отстаивала их G20. Действенный рецепт — это развитие национального производства, расширение рынков и протекционизм. Но все эти меры станут возможными, если функции государства будут изменены и расширены.
Контрсаммиты традиционно отстаивают принципы демократического контроля над политикой. Уже этим они противопоставлены элитарным встречам G8 и G20. Вот и петербургский контр-саммит не стал исключением. В ходе его дискуссий и семинаров участники подчеркивали: приоритетными должны быть не запросы корпораций, а потребности общества, то есть благо людей. Это касается как окружающей среды и чистоты продуктов питания (отказ от ГМО), социальных прав и гарантий, так и демократизации всех механизмов управления — от экономики до государства. Принципиально сосредоточение в руках государства важнейших отраслей, развитие производственной кооперации и поощрение общественных предприятий, не ставящих своей целью одно только получение прибыли.
Неолиберальная политика направлена на удешевление рабочей силы. Ее апофеозом стала бизнес-модель одного из подрядчиков фирмы Apple: китайские рабочие здесь стоят у конвейера по 12 часов в сутки шесть дней в неделю и имеют ровно три минуты на обед. Именно такая «интенсификация» труда, как объясняют нео-либералы, должна повысить конкурентоспособность, привлечь инвесторов и вернуть экономике планеты положительную динамику. Контрсаммит осудил такую политику, показав: обнищание потребителей делает капитало-вложения бессмысленными. По мнению ряда экспертов — участников форума, в мире созрели условия для замены экономики дешевого труда на экономику дорогого труда. Такой переход будет означать ставку на революционные технологии в индустрии. Удешевление генерации энергии должно быть соединено с роботизацией и автоматизацией операций в экономике.
Деятели G20 безуспешно ищут выход из глобального кризиса в границах консервативной политики. Их левые оппоненты — не либеральные, а ориентированные на социальный прогресс деятели — предлагают миру совсем иной план. Для России его реализация должна означать разрыв с ВТО и переход к поддержке спроса и индустрии у себя дома. Мы должны вернуть людям право на качественное бесплатное образование и лечение. Мы должны поддержать отечественную фундаментальную науку, потому что без ее успехов двигаться вперед невозможно. Нужны иные приоритеты и иная политика, которая позволит нам двигаться в верном направлении.