То, что в былые времена называлось всенародным праздником социалистической демократии, теперь зовется единым днем голосования. И это правильно: не надо праздновать, достаточно на трезвую голову подумать и взвесить, кому отдать свой единственный и неповторимый голос, какой именно кандидат сумеет хоть немного (а может, и весьма радикально!) скрасить твою жизнь.
В воскресенье в стране прошли выборы кандидатов на 7 тысяч вакансий всех уровней. Но, безусловно, самая значимая кампания состоялась в Москве, где выбирали градоначальника на предстоящую пятилетку. И дело здесь не в столичном снобизме, а в масштабах действа, его значимости для ближайшего будущего российской политики и, конечно, в особой интриге. Все-таки Москва – это целое государство, если брать численность ее населения и количество проблем с московской пропиской. А во‑вторых, именно здесь, на московском фронте, свои силы и возможности демонстрировала оппозиция в лице Алексея Навального.
Сейчас, когда результаты известны, есть смысл поговорить об уроках этой выборной кампании. Но сначала напомним цифры, которые вчера были оглашены Мосгоризбиркомом. Согласно его данным, Сергей Собянин выиграл в первом туре, набрав более 51,37% голосов. Ближайшего конкурента, Алексея Навального, поддержали 27,24% горожан, коммуниста Ивана Мельникова – 10,69%. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин симпатичен 3,51% москвичей, депутат ГД от ЛДПР Михаил Дегтярев – 2,86%, кандидат от «СР» Николай Левичев – 2,79%.
Конечно же, не все к этим показателям отнеслись как к объективным и окончательным. Сам Навальный сразу же после оглашения результатов потребовал пересчета голосов и проведения второго тура, пообещав не отдать ни одного украденного голоса и пригрозив акциями протеста. Главный оппонент Собянина хотел бы по горячим следам встретиться с лидером гонки и обсудить с ним... Но что именно? Если результаты, то уместнеее обращаться в ЦИК или в суд. Если просто пообщаться, то необходимость такого общения будет определять уже свежевыбранный мэр.
Впрочем, в этих требованиях и упреках оппозиционера больше ритуального, чем содержательного.
Если даже все зафиксированные нарушения удастся собрать и предъявить суду и общественности, их едва ли хватит на полноценную бузу. Да и какое бы выражение ни напускали теперь на себя участники московской гонки, они в глубине души должны быть довольны тем, как все закончилось. Команда действующего мэра Сергея Собянина счастлива тем, что обошлось без второго тура. Группа поддержки его буйного конкурента Навального, несмотря на возмущение и заранее заготовленные крики о подтасовках, тоже может праздновать: 27,24% – это просто здорово, выше всех прогнозов, и вполне объективно.
Правда, радостную картинку смазывает досадная деталь: страшно низкая явка на избирательных участках. Согласитесь, 32,07%, меньше трети от общего числа голосующих горожан, – это за пределами политических приличий. Просто «наноявка» какая-то... Если называть вещи своими именами, то есть считать реальное число проголосовавших от общего списка, то цифры получаются маловдохновляющие: за действующего градоначальника отдали голоса 16,47% избирателей, за смутьяна Навального – всего 8,73%.
При этом вспомним, как велись предвыборные кампании. Пренебрежение к ней со стороны Сергея Собянина, который был так уверен в результате, что не пошел дальше дежурного набора «джентльмена избирающегося»: несколько интервью, телесюжет с супругой на даче, концерт со звездами эстрады... И агрессивная кампания в жанре «Родина или смерть!», которую вел Алексей Навальный.
Кстати, именно эта агрессивность, на мой взгляд, отпугнула многих колеблющихся – и парень вроде хороший, но что он умеет делать? Известно, что числится адвокатом, но на слуху громких выигранных дел нет. На митингах обещает завоевать Кремль и посадить его обитателей, но насколько это поможет городскому хозяйству столицы? Но надо отдать должное его активности: Навальному удалось мобилизовать всех (или почти всех) своих сторонников, собрав голоса протестного столичного электората, который всегда будет недоволен властью и голосовать исключительно против правящего режима, как его ни задабривай.
Если вы еще не забыли, в марте 2012-го 20,21% москвичей проголосовали за миллиардера Прохорова на президентских выборах. Явка в столице тогда составляла 58,10%, а значит, реальный результат олигарха – 11,74% Как видите, мотивация избирателя та же (против Путина), а значит, и процент сходный – около 10. Судя по всему, это весь потенциал либерального электората даже в таком прозападном городе, как Москва.
На самом деле спектр недовольных ситуацией в столице куда шире, чем социальный состав поклонников Навального. Кроме беззаботных хипстеров, интернет-активистов и обитателей офисных джунглей в Москве проживает масса другого народа, у которого имеются свои претензии к власти. Однако смутьян даже не попытался расширить свою электоральную базу. Ведь достаточно ему было обозначить свою позицию к таким болевым точкам, как итоги приватизации, война в Сирии, развал образования и угрозы РАН, рост тарифов ЖКХ и многое другое, – и его рейтинг, безусловно бы, повысился среди нелиберального протестного электората. Оставшись в жестких рамках либеральной повестки дня, он остался в границах тех самых 10%...
Кстати, при всем внешнем антагонизме оба лидера гонки вовсе не антиподы. Собянин часто действует как либерал, только он человек системы, а Навальный – вне ее.
Еще один (и очень важный) вывод: в России вполне возможны честные выборы. В том, что в Москве они были вполне чистыми, сомнений нет. Никаких серьезных нарушений не зафиксировали даже самые предвзятые наблюдатели. И ничего страшного не произошло, небо не рухнуло на землю. Тогда в чем же дело, откуда такая социальная апатия? Сейчас многие пытаются объяснить низкую явку не закончившимся дачным и отпускным сезоном. И все-таки главные причины в другом. Нынешние выборы показали, что народ все больше настроен голосовать не «за», а «против». И даже нынешняя неявка – это как раз и есть завуалированное «против». Не учесть этого власти нельзя. Не за горами голосование в Мосгордуму, а там уже просматриваются и большие парламентские выборы. Ясно, что прежнего благодушия и единомыслия больше не будет. Сейчас самое время для власти сделать хоть что-то для снятия напряжения в обществе – остановить рост тарифов, посадить наконец Сердюкова, прижать к ногтю остальное высокопоставленное ворье, прекратить издеваться над наукой и образованием... А иначе в недалеком будущем россиян ждут такие электоральные сюрпризы, что мало не покажется.
Голоса
Алексей Венедиктов, глава Общественного штаба по наблюдению за выборами
– На всех участках, где был перерасчет по КОИБам, совпало до одного голоса, КОИБы отработали.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации
– Здесь очень интересная тенденция, потому что, если бы хотели накрутить, накрутили бы гораздо больше. Поэтому я считаю этот результат вполне вменяемым, адекватным и честным.
Иосиф Кобзон, певец и депутат
– Выборы в Москве были, пожалуй, самыми прозрачными. Сергей Собянин проявил стойкость и решительность. Он не побоялся этих выборов, он не побоялся политической конкуренции.
Петр Акопов, главный редактор «Политического журнала»
– Конечно, можно Собянина считать победителем. Никто же не оспаривает объективности результатов, кроме, конечно, Навального. За то время пока Собянин управлял городом, он показал себя хоть и молчуном, но упрямым и упорным человеком. Он хоть пытается решить некоторые из острейших проблем – с дорогами, с миграцией. Конечно, проблем остается масса. Но он сделал больше, чем об этом говорят.