Эксперты опасаются, что Пекин купит восемь вертолетов Ми-171Е вместо пятидесяти, а затем начнет производство дешевых клонов
Россия подписала очередной контракт на поставку авиатехники в Китай. По условиям соглашения, за следующие два года российские предприятия должны будут произвести для КНР 52 многофункциональных вертолета Ми-171Е. Общая сумма сделки составляет 600 миллионов долларов.
Впрочем, – отмечают специалисты, – в итоге все может оказаться не так радужно. Контракт составлен таким образом, что покупатели могут разорвать его после поставки первых геликоптеров, а затем попросту заняться копированием российских машин на собственных предприятиях. А уж в этом деле китайцы изрядно поднаторели.
Согласно достигнутой договоренности, первая партия из восьми вертолетов Ми-171Е должна отправиться в Китай еще до конца текущего года. Именно эти машины, по мнению некоторых экспертов, могут оказаться первыми и последними, за которые китайцы заплатят. Получив несколько образцов, китайские инженеры смогут скопировать их, а затем промышленность Поднебесной начнет освоение надежного и недорого вертолета, а российские предприятия получат небольшую компенсацию за отказ от дальнейшего сотрудничества. Именно в таком варианте развития событий убежден генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Авиапорт» Виктор Горбачев.
Если опасения экспертов подтвердятся, то со временем уже китайская промышленность получит новые заказы, в том числе и от других стран, а российские компании обзаведутся очень неудобным конкурентом на мировом рынке вертолетостроения.
Впрочем, не все специалисты согласны с тем, что вертолетная сделка обернется промышленным пиратством. По мнению председателя редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Комарова, первая партия из восьми машин – слишком велика для подобного трюка. «Для цели копирования недостаточно иметь просто готовый образец, два, три или четыре. Для этого лучше иметь лицензию, как они сделали с лицензией на Су-27 у себя на предприятиях. Освоили лицензию, а потом и собственное производство», – отмечает Комаров.
С точки зрения оптимистов, КНР проще закупить вертолеты у северного соседа и использовать их в сельском хозяйстве и гражданской авиации. Однако, – возражают их оппоненты, – китайское правительство далеко не всегда идет по простому пути, и при этом никогда не забывает о национальных интересах.
Даже если КНР действительно приобретет все оговоренные в контракте вертолеты, их количество будет достаточным для того, чтобы попытаться заработать с их помощью на внешнем рынке. Например, Китай может предоставить полученные машины на заявки ООН по перевозке гуманитарных грузов в Африке. Если подобное случится – российские авиаперевозчики с большой долей вероятности потеряют этот рынок.
Вертолет Ми-171 является глубокой модернизацией старого Ми-8. Геликоптер может двигаться со скоростью до 250 километров в час и поднимать до 4 тонн груза, или брать на борт 37 пассажиров. Дальность его полета составляет 1065 километров. Винтокрылая машина по праву считается одним из ста лучших товаров России. Машины этого типа охотно закупают Азербайджан, Чехия, Казахстан, Аргентина, Перу, африканские страны.
Военная модификация этого вертолета принята на вооружение Российской армии под индексом МИ-8АМТШ «Терминатор». Она позволяет уничтожать бронированные наземные, надводные и малоразмерные цели, производить высадку десанта и эвакуацию людей из проблемных районов.
Гражданские варианты вертолета имеют несколько различных модификаций. Они соответствуют специфике регионов, в которые поставляются.