- Вы любите говорить, что прежде всего ученый. Что же толкнуло в писательство?
- Наверное, то, что я много читаю. Кстати, среди ученых увлечение художественным творчеством не такая уж редкость. В их основном деле им часто не хватает эмоций, ведь наука безлична, поэтому нобелевский лауреат по физике Фейнман сочинял стихи, Эйнштейн играл на скрипке...
- Но Эйнштейн не давал концертов, а тиражи ваших книг зашкаливают...
- Что тут скажешь. Я защитил диплом по физике, потом кандидатскую по информатике, но никогда не интересовался синтаксисом и другими филологическими премудростями. А самое главное (не смейтесь), у меня не хватает писательской фантазии. Те истории, что описаны в моих книгах, случились на самом деле. Я никогда не выхожу из дома без блокнота, ручки или ноутбука. Бывает, что кто-то рядом обронит сочную фразу и забудет, а через некоторое время она всплывает в моей новой книге.
- Значит, у героини "Одиночества в сети" есть прототип. Эта женщина не обиделась, что ее жизнь оказалась достоянием общественности?
- Она в полном восторге, что оказалась в центре романа, ставшего культовым. Я с ней постоянно общаюсь, она даже была со мной на премьере одноименного фильма.
- Обычно писатели недовольны экранизациями своих книг, а вы еще и снялись в небольшой роли...
- Фильм "Одиночество в сети" обманул не только мои ожидания, но и ожидания многочисленных читателей, которые пришли в кино поплакать, а им предложили порадоваться. Хотя только в Польше фильм посмотрело полмиллиона зрителей. Для сравнения: на лучшие польские фильмы продается около 40 тысяч билетов. Я не мог оказывать влияние на режиссера в процессе съемок, ведь права на экранизацию были у меня выкуплены еще до того, как книга появилась на прилавках. Правда, деньги заплатили небольшие, но в то время мне, начинающему литератору, было все равно.
Я бы очень хотел, чтобы "Одиночество в сети" экранизировал еще и русский режиссер. В вашем кино печальные финалы не считаются проигрышными. Недавно один театр из Санкт-Петербурга обратился ко мне за разрешением на инсценировку. Я не могу себе представить, как это можно поставить на сцене, но русские еще и не на такое способны.
- Ваша книга "Любовница" - это сборник рассказов о женщинах, страдающих менструальным синдромом. Ваши поклонницы не обиделись на вмешательство в их интимную физиологию?
- Никаких негативных реакций не последовало - тему я раскрыл деликатно. Первая менструация показывает, что девочка превращается в девушку, задержка цикла - что женщина станет матерью, последняя - что женский век клонится к закату. Все это страшно важные моменты с точки зрения психологии. Я бы даже сам хотел стать женщиной. Ненадолго. Чтобы на своей шкуре испытать хотя бы часть этих треволнений. Считаю себя зачинателем менструального направления в литературе, в пику, скажем, алкогольному. (Смеется.)
- Знание женской души помогает в семейной жизни?
- Наоборот - вредит. Все мое свободное время занято писательством - не самым удачным занятием для семейной жизни. В данный момент я живу один. Но в моей жизни есть две прекрасные женщины - это мои дочери. (Активирует мобильник и с гордостью показывает фото улыбчивых блондинок.) Правда красивые? Как русские...
- Критики вас поносили за книгу "Мартина", которую вам помогали писать пользователи интернета.
- Это был важный эксперимент. Я сочинял фрагменты, выставлял их в открытом доступе, а все желающие могли дописывать свои продолжения. Лучшие варианты включил в книгу. В процессе работы я с удивлением узнал, как много людей склонны к литературному труду. А к нападкам критиков я привык. В Польше меня ругают нещадно.
- За что же еще?
- Главный упрек: появился химик из Франкфурта, который не ходит на тусовки, не водит дружбу с издателями и вдруг отхватил самый большой кусок пирога. Зачем ему столько денег, если он и так ездит на "Мерседесе", потому что хорошо зарабатывает помимо литературы? И еще критиков раздражает, что они не могут оспорить ничего из моих научных выкладок. Когда я пишу, что украли мозг Эйнштейна, они не знают, правда это или нет. Они понятия не имеют, как расшифровывать геном человека и многое другое.
- А как ваши коллеги-ученые относятся к тому, что работают бок о бок с популярным писателем?
- Вы сильно удивитесь, но в фирме, где я работаю, никто не знает, что я пишу прозу. Я прилагаю много усилий, чтобы меня, хорошего информатика и химика, не оценивали как писателя. В Германии еще ни одна моя книга не вышла. Однажды на вечеринке в Польше ко мне подошел земляк-коллега по университету: "Януш, я думал, ты серьезный человек, а ты сочиняешь романы".
- Девиз вашего сайта: "Боже, помоги мне быть таким, каким считает меня моя собака". И каким же она вас считает?
- Безответственным, обещающим, что вернусь утром, но все равно опаздывающим. Я же не могу ей врать, что были пробки на дорогах, ведь от моего дома до работы 500 метров. Я бы хотел заслужить ее любовь. Собаки не ставят перед вами никаких условий, они любят и успешных, и никчемных людей. Достаточно дать им поесть и вывести на прогулку.
- Какой она породы?
- У меня нет собаки. Я говорил о виртуальном друге нашем меньшем. Я живу в квартире для холостяков, где согласно контракту не разрешается держать домашних животных. Там должно быть чисто и нельзя шуметь. Германия - это такая страна, где не забалуешь.
- Сейчас Россию, наверное, поносят в Европе на все лады. Вы к нам приезжаете уже второй раз. Какое впечатление о стране?
- Цивилизованная, современная, везде пробки. Люди дружелюбные и впечатлительные. Ощущение огромной свободы. Может, это после Германии, где все жестко структурировано. В Москве больше "Мерседесов", чем во Франкфурте. Видно, что страна динамично развивается, но в то же время остается культурной. Почти нигде в мире не осталось столько книжных магазинов, как в России.
ДОСЬЕ
Януш Леон Вишневский
родился в 1954 году в Польше. Магистр физики, доктор наук. Последние 20 лет живет во Франкфурте-на-Майне.
Работает в компании, разрабатывающей программное обеспечение для химиков. С 2001 году его первый роман "Одиночество в Сети" получил миллионные тиражи в Европе. Сейчас у Вишневского уже 10 книг, в основном это пронзительные повествования о женщинах, ученых и новых технологиях.