Законопроект от МРЭТ предлагает внести изменения в Земельный кодекс и Закон о приватизации, которыми регулируются цены на выкуп земли под предприятия. По действующему прейскуранту оплата может колебаться в диапазоне от 3 до 30 годовых ставок земельного налога, но на практике планка земельных ставок региональными властями устанавливается по максимуму: предприятия должны заплатить почти 35 млрд. долларов. При этом срок выкупной кампании истекает 1 января 2004 года. По причине дороговизны промышленные предприятия отказывались выкупать "свою" землю. А в качестве альтернативы оформляли срочную аренду на участки. Против существующего порядка выкупа не раз выступали члены РСПП, заявлявшие, что государство стремится собрать как можно больше денег, лишая предприятия оборотных средств. Представители власти, напротив, возражают, что бизнес, получивший за бесценок госпредприятия в начале 90-х годов, теперь хочет таким же способом приватизировать землю.
Эти споры подвигли главное экономическое ведомство выступить с призывом решить вопрос полюбовно. МРЭТ предлагает установить законом базовую величину цены с учетом численности населения конкретной территории. Минимальная ставка составит 1 рубль 93 копейки за квадратный метр, если в населенном пункте проживает до 20 тысяч человек. Верхний предел в 9 рублей за квадратный метр предлагается для городов с численностью более 3 млн. человек.
Кроме того, стоимость земли попадет в зависимость от географического положения и привлекательности территории. Самый низкий коэффициент - единицу - предлагается установить для Чечни, Магадана, Тувы, Камчатки. А самый высокий для Петербурга - 10 и для Москвы - аж 20. В свою очередь, сама столица будет поделена на районы, среди которых центр будет самым дорогим. Удовольствие выкупить землю под предприятие внутри Садового кольца обойдется в 8 тысяч рублей за "квадрат".
В МРЭТ посчитали, что новый порядок земельной оценки сократит расходы предпринимателей на выкуп земли с 25,86 процента до 4,6 процента ВВП. В министерстве радикальность намерений объясняют вынужденной необходимостью: по существующим ценам даже благополучные предприятия не могут выкупить землю в собственность. Снижение планки позволит промышленникам узаконить право на землю под имуществом, заплатив в казну разумные деньги.
С такой уценкой земли не согласны в Минимуществе. Здесь считают, что их коллеги из МРЭТ пошли на поводу у предпринимателей, ратующих за дешевую приватизацию земли. Видимо, по этой причине документ не был согласован с Минимуществом. Авторы законопроекта ограничились тем, что включили в пакет предложений правительству протокол разногласий. Теперь им предстоит отстаивать свои расчеты в нелегких дебатах в Белом доме.
Против радикальной позиции ведомства Грефа непременно выступят депутаты нижней палаты, а также губернаторский корпус. Ведь не секрет, что на местах не без оснований полагают, что бизнесмены, однажды задешево уже купившие предприятия, должны доплатить за госсобственность хотя бы в ходе приватизации земельных участков. Между тем в июле глава правительства Михаил Касьянов объявил, что продажа госсобственности будет закончена через пять лет и казна за это время сможет зарабатывать по 35 млрд. рублей ежегодно. То есть за остатки своей собственности государство получит чуть больше миллиарда долларов в год. В масштабах страны деньги, прямо скажем, не ахти какие большие. А если вспомнить, как в начале 90-х годов в разгар приватизационной кампании целые отрасли экономики были распроданы за бесценок, то логика противников дешевой приватизации земли под имуществом уже не кажется неубедительной.