Правда, еще весной премьер Михаил Касьянов успокоил встревоженных водителей заявлением, что "Минфин не настаивает на введении платы за пользование федеральными автодорогами". Наверное, потому, что при нынешнем состоянии этих магистралей вряд ли у кого повернется рука взимать плату за проезд.
Меж тем региональные начальники приступили к реализации "платной" идеи. В ряде регионов местные власти уже ввели плату за проезд по приличным, на их взгляд, дорогам. Самым продвинутым в этом смысле обещает стать Подмосковье. В будущем году здесь начнется строительство первой в России полностью платной автотрассы МКАД - Ногинск. Проект сооружения дороги совпадает с направлением международного транспортного коридора N 2 от Москвы до Нижнего Новгорода. Строительство магистрали протяженностью около 50 километров обойдется инвесторам в 200 млн. долларов и будет продолжаться 4 - 5 лет. Окупиться объект должен через 15 - 20 лет. При этом налоговые поступления в бюджетные и внебюджетные фонды всех уровней за весь период эксплуатации платной дороги оцениваются в 6 млрд. рублей, в том числе для областного бюджета - более 2 млрд. рублей.
В Минтрансе считают, что имеет смысл строить платные магистрали только на подъездах к крупным мегаполисам, где загруженность дорог позволит их окупить. Предполагается построить такие магистрали в направлении Минского и Ярославского шоссе, а также в обход города Одинцово. Кредит на этот проект в сумме 150 млн. долларов обещал выделить ЕБРР.
А чтобы региональные власти могли распоряжаться федеральной собственностью по своему усмотрению, правительство издало постановление о передаче участков федеральных автотрасс, утративших свой статус, в распоряжение субъектов Федерации.
На одном из таких платных участков на трассе "Дон" в Воронежской области автору строк пришлось проехать неделю назад, когда решение о строительстве платных дорог вступило в силу. Знак на дороге предупреждал водителей, что они имеют возможность воспользоваться альтернативной бесплатной дорогой, сделав при этом крюк по ухабам. Желающих свернуть на этот путь в длинном караване машин не оказалось. Отстояв недолгую очередь к будке с кассиром и заплатив 10 рублей (без какой-либо квитанции), обрадованные водители с места в карьер рванули по платной трассе. Радость, однако, была недолгой. За первым же поворотом платной дороги инспектор ГАИ устроил любителям езды по скоростной трассе внеплановую остановку с требованием оплатить штраф за превышение скорости. Знак "Скоростная дорога" блюстители порядка при этом предусмотрительно сняли. Возмущенным водителям не оставалось ничего другого, как снова заплатить, теперь уже штраф. В итоге платная дорога по-русски протяженностью в 20 километров обошлась в 110 рублей.
На основе этого опыта можно сделать вывод, что регионы вполне могут сократить срок окупаемости платных дорог и в значительной степени пополнить за счет водителей местный бюджет. Что же касается автолюбителей, то, как обычно, в нашей стране выбора для них не остается. Правда, можно будет свернуть на альтернативный путь, но одолеть "халявную" дорогу скоро смогут лишь обладатели джипов и тракторов.