Их слова подтверждают многие очевидцы. По мнению Игоря Пешехонова, участника этнологической экспедиции, обосновавшейся в этом году недалеко от Монастырщины, появление ночью загадочной белой лошади - "не к добру". И видение-то было не в хорошем месте. Старый карьер, где много лет добывали песок, жители Монастырщины и других сел, расположенных на территории Куликова поля, не зря называют "чертовым". Говорят, если ночью спуститься на дно карьера, то назад не вернешься.
Еще одна пугающая загадка Куликова поля - расположенные на его окраине колодцы с так называемой "мертвой водой". Якобы, опустишь туда руки или ноги - тут же отнимутся. В доказательство собеседники приводят массу историй: "А вот в 26-м году случай был...", "В 38-м, помнится...", "Сразу после войны это случилось...". Более поздних случаев никто не знает. Может, прекратилось негативное воздействие, а может, и не было.
И покойников в селах Куликова поля хоронят не так, как в других местах Тульской области. На могилку обычно кладут тонкий плоский камень. Для чего? Объяснения противоречивы. По одной версии - чтобы не позволить умершему человеку вернуться с того света. По другой, наоборот, тем самым ему оставляют окно в этот мир. Традиция - дохристианская, но она вполне уживается с православными обрядами. На погостах камни лежат прямо под крестами, на которых повязаны полотенца - языческие символы легкой дороги в загробное царство.
А в самом центре Куликова поля, где река Непрядва впадает в молодой "неокрепший" Дон, лежит камень с отпечатками четырех пальцев и колена Дмитрия Донского. Никакие протесты ученых против бездоказательной версии не могут сломить убеждений местных жителей: так было - и все. Вот рядом с камнем останавливается трактор. Выпрыгивает мужик. "Правда ли..." - только начинаю свой вопрос. Он тут же, будто сам был очевидцем, в подробностях рассказывает: как действовал во время битвы Московский князь. Показывает место, где тот был ранен. "А вот тут Дмитрий оперся о камень, куда ему помог добраться ратник по фамилии Сабуров. День был не простой - Рождество Пресвятой Богородицы, видно, ей было угодно оставить на камне следы в память о победителе". Что тут возразишь? И зачем?
На Куликовом поле завершился очередной археологический сезон. Он, как и 23 предыдущих, не дал ответа на главную загадку этого места. Дело в том, что у слияния Непрядвы и Дона (площадь - несколько тысяч гектаров) находятся могильники - огромные захоронения русских и монголо-татарских воинов, погибших в грандиозном, как сказано в летописях, средневековом сражении. Только никаких костей археологам не удалось обнаружить. Хотя случались находки предметов воинского снаряжения XIV века. Но они, по мнению ученых, не дают достаточно оснований, чтобы однозначно утверждать: "Мамаево побоище" произошло именно вот в этом месте. Причем специалисты из Государственного исторического музея и музея "Тульские древности" пользуются не только лопатами. К их услугам - данные аэрокосмической съемки, современные приборы. А результат - тот же: останки не найдены. Неужели ратники унесли погибших на руках или увезли на лошадях, чтобы предать земле вдали от залитого кровью поля?
Из-за этого некоторые ученые склоняются к мысли, что Куликовская битва была вовсе не здесь, а в Москве, на Кулишах, у слияния Яузы и Москвы-реки. В этом году озвучено еще одно толкование события 1380 года. Вроде бы войска Дмитрия и орды Мамая действительно сошлись на Куликовом поле. Но военачальники провели переговоры - и все подались по домам. А битву, мол, придумали литераторы-летописцы. Для исторического интереса и, выражаясь современным языком, "повышения рейтинга" своих сочинений...
В общем, годы идут, а Куликово поле не выдает своих тайн. Но чем загадочнее место, тем оно интереснее. И ничто не отменит скорой сентябрьской даты - годовщины славной битвы русских воинов на Куликовом поле.