Завтра в стране большой праздник: российской авиации исполняется век
Главный праздник пройдет в подмосковном Жуковском, на базе транспортно-выставочного комплекса. На аэродроме будет представлена раритетная авиационная техника времен Первой мировой и Великой Отечественной войн, а также современные самолеты. Организаторы обещают поднять в небо свыше сотни самолетов и вертолетов. В грандиозном шоу по традиции примут участие «Русские витязи», «Стрижи», «Беркуты», а также лучшие зарубежные пилотажные группы из Франции, Англии, Италии и Финляндии.
Удивлять зрителей фигурами высшего пилотажа будут военные летчики. А вот в гражданском авиастроении, увы, нам давно похвастать нечем. Рожденный в муках среднемагистральный Sukhoi Superjet традиционно представляется на авиасалонах последних лет, но в реальной жизни он пока всерьез не заинтересовал ни зарубежные, ни даже отечественные авиакомпании. Новые дальнемагистральные «тушки» и «илы» – это тоже фактически штучные экземпляры. Российские перевозчики им предпочитают «боинги» и «аэробусы».
А о региональных самолетах и воздушном сообщении как раз накануне шла речь на совещании с участием премьера Дмитрия Медведева в Новосибирске. Глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что на территории Российской Федерации осталось 1337 воздушных линий (в советское время их было свыше 5 тысяч). В основном внутри России пассажиры летают из Москвы в Петербург, а региональные маршруты продолжают сокращаться. В том числе и потому, что нет новых, эффективных и экономичных отечественных самолетов этого класса, а импортные самолеты дороги в обслуживании и эксплуатации.
В итоге по ходу совещания родилось предложение реанимировать Як-40 и Ан-2, которые стоят на приколе, оснастить их современным навигационным оборудованием и использовать для перевозки пассажиров.
Может быть, это действительно позволит на какое-то время пополнить летный парк и увеличить количество региональных маршрутов, но связывать будущее с самолетами полувековой давности язык не поворачивается.
По такому случаю в разных городах, связанных с отечественным самолетостроением, пройдут торжественные мероприятия и авиационные шоу. Нам все еще есть что показать, чем удивить мир. Но никто не рискнет предсказать, доживет ли российская авиация до следующей круглой даты.
Что надо сделать для спасения российского самолетостроения?
Рубен Есаян
летчик-испытатель, Герой России
– Государство должно спасти авиапром. Для начала собрать авторитетных людей из НИИ, чтобы они в кратчайшие сроки разработали концепцию восстановления авиапромышленности и предложили ее правительству страны. Причем сделать это следует незамедлительно, иначе просто нечего будет восстанавливать.
Валерий Хайрюзов
писатель, бывший пилот гражданской авиации
– Чтобы вернуть отечественной авиации былой авторитет, ничего придумывать не надо. Достаточно использовать опыт, накопленный многими поколениями, и проводить отраслевую политику со знанием дела. Сегодня, увы, нередко на руководящие посты в авиации приходят люди, не обладающие должной квалификацией и авторитетом. Именно в возврате к профессионализму я вижу путь к спасению отечественной авиации.
Всеволод Овчаров
летчик-испытатель, доктор технических наук
– В бытность министром экономики Герман Греф заявлял, что отечественные самолеты не нужны – будем покупать зарубежные. Я такие вещи считаю государственным преступлением. По такой логике надо и наших пилотов уволить – посадить на их место, положим, китайцев или поляков... Считаю, что отечественная авиационная школа ни в чем не уступает, а кое в чем даже превосходит зарубежную. Это надо помнить и делать все, чтобы восстанавливать утраченные за последние годы позиции в отрасли.
Сергей Крамаренко
генерал-майор авиации в отставке, Герой Советского Союза
– После Отечественной войны у нас были лучшие летчики и лучшие самолеты. Быть пилотом считалось большой честью, и мы гордились, что наши «миги» превосходили неприятельскую технику и по скорости, и по вооружению. Причины кризиса отечественной авиации понимают сегодня все, но главное, что нужно, – вернуть престиж отечественной авиации и самолетостроению.
Генрих Новожилов
генеральный авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда
– Основу авиации составляют учебные заведения, которые готовят для отрасли конструкторов, инженеров, пилотов. Поэтому я никак не могу понять и принять ликвидацию Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, которую почему-то перевели в Воронеж. В результате вуз, воспитавший плеяду замечательных авиационных специалистов, лишился цвета своих преподавателей. Многие из них просто поменяли профессию. Так вот: для начала академию следует вернуть в столицу.