У лауреата семи международных конкурсов Екатерины Мечетиной только что произошли два важных события: президент Дмитрий Медведев вручил ей впервые учрежденную молодежную культурную премию, а через несколько дней ее ввели в президентский совет по культуре и искусству. О том, что Екатерина собирается делать со своими новыми регалиями, добавившимися к ее уже признанному таланту и красоте, — в разговоре пианистки с «Трудом».
— Какие гастроли последнего времени особенно запомнились?
— Я летала в Перу на пять дней в середине осени. 27 часов на самолете. Антиподы вполне похожи на нас, но кукурузный сок в их стране
— Если возникла такая дружба с Перу, нет ли контактов с Венесуэлой, где гораздо интенсивнее музыкальная жизнь?
— Пока нет, но у этих моих перуанцев была мысль сделать турне по нескольким странам Южной Америки. Они же, эти страны, в контакте друг с трудом. Очень интересно было бы посмотреть на знаменитые венесуэльские детские оркестры, которых там несколько тысяч — видимо, при каждом детском доме. Известно, у них идея — неблагополучных детей занять музыкой, чтобы не шлялись по улице. Причем музыкой классической. Отсюда звезды уровня Дудамеля (Густаво Дудамель —
— Год или два назад вы с увлечением рассказывали о вашей концертной программе, в которую вошли все 24 прелюдии Рахманинова.
— Да,
— Зреет ли сейчас такая же структурно выстроенная программа?
— Конечно, и, как всегда, при содействии Московской филармонии, эксклюзивным артистом которой я, к моей радости, являюсь уже четвертый сезон. Филармония — очень динамичная структура, и дающая мне творческую свободу в составлении программ, и подсказывающая
— Но год назад вы говорили, что вроде бы утеряли интерес к переложениям оркестровой музыки.
— Это периодами. Если
— Что из недавно выученного далось с особым трудом?
— С технической точки зрения не могу сказать, что так уж сильно
— А что за проект — четыре пианиста на четырех роялях?
— Это придумал Александр Гиндин, он у нас
— В Москве это будет?
— Будет тоже квартет пианистов, но другой — Максим Могилевский, Валерий Кулешов, Брижит Анжерер и я. Кажется, в феврале.
— Брижит Анжерер из Франции приезжает? Помню, в нее полконсерватории было влюблено, когда она здесь училась у Станислава Нейгауза. Замечательная пианистка и красавица. А две такие красавицы, как вы и она, в одной программе… Серьезное испытание для публики!
— Надеюсь, это будет одним из привлекающих моментов.
— Ну и, наверное, будет снова ваше участие в традиционном рождественском концерте Родиона Щедрина — композитора, которого вы много играете в последние годы?
— Во всяком случае, мне бы очень этого хотелось. Не так давно играла его музыку при очень интересных обстоятельствах. Это была презентация электронного рояля «Роланд» в зале Центральной музыкальной школы. Инженерам фирмы надо было выбрать современное сочинение, чтобы ярче представить возможности инструмента с точки зрения звука и чуткости клавиатуры. И одной из самых эффектных пьес оказался «Дневник» Щедрина. Они как услышали его, сказали — это лучшее, что можно придумать! За пару недель до презентации пригласили меня в Варшаву на семинар по этому инструменту к его создателям. Инструмент действительно потрясающий, его можно настраивать под свои требования. Например, сделать клавиши потуже или полегче. Или совсем фантастическая опция: можно смоделировать, как бы звучал рояль, если бы у него была дека не из дерева, а из стекла или струны не из стали, а из серебра… Причем если ты настроишь себе инструмент в той же Варшаве и запишешь данные на флешку, потом подсоединишь ее к такому же роялю в Москве — и он тут же воспроизведет нужные тебе настойки.
— Они после этого должны вам презентовать инструмент.
— Пока не презентовали, да и не думаю, что он мне нужен. Для расширения кругозора это интересно, но регулярно заниматься нужно на акустическом рояле.
— В прошлый раз вы сказали, что среди главных концертных залов мира по крайней мере три вам еще не покорились:
— Не думаю, что за год
—
— На самом деле с третьим. Совсем в раннем детстве я играла «Думку» Чайковского на концерте, посвященном 100 дням вступления в должность Бориса Ельцина.
— В машине у вас фотографии всех трех?
— Раньше фотография с Путиным лежала в правах, а сейчас и ее там нет — мне кажется, это была немножко детская бравада.
— Совсем не детская — при нашей
— Мне кажется, это и не очень помогало. А потом я меньше стала нарушать. Стараюсь ездить аккуратно.
— Но на педаль газа рефлекторно жмете, когда слушаете увлекающую вас музыку.
— Это был случай, когда мне надо было срочно разучить сочинение, и я решила слушать его прямо в машине. Но именно он убедил меня, что не стоит этим заниматься за рулем, это нешуточная опасность. С тех пор все, что для работы, я слушаю в нетравмоопасной обстановке.
— Не могу не спросить про ваше вхождение в президентский совет по культуре и искусству.
— Жизнь еще больше разветвилась. Это произошло стремительно. Премию вручали 28 июня, я об этом узнала дней за 10 до того: позвонили и предупредили, что дату желательно держать свободной. И не прошло месяца, как вышел указ о совете. Произвело впечатление! Я в хорошем смысле переживала эти события. Это же не просто регалии, а доверие и ответственность. Коллеги, когда узнали, обрадовались: «Мы сможем тебе рассказать о наших проблемах, и это дойдет до тех, кто должен их решать». Возможно, новая обязанность поможет мне избавиться от исполнительского эгоизма, в котором часто обвиняют солистов — будто они думают только о себе.
— Что будете делать в совете?
— Одна из его функций — обсуждение и присуждение Госпремий. Каждый член совета может выдвинуть от себя кандидатуру. Нас попросили: если есть на примете интересные люди из любого региона, расскажите о них. Может, будем и молодежную премию обсуждать, которая должна стать традиционной и вручаться, если не ошибаюсь, в день работника культуры 25 марта. Я уже подумала о тех, кто ее достоин. Оба не из Москвы и не из Питера.
— Какие проблемы молодых музыкантов вам видны как педагогу, недавно начавшему преподавать в Консерватории?
— С одной стороны, огромное перепроизводство музыкантов, из которых особенно трудно трудоустраиваться пианистам — у них же нет возможности поступать в оркестры. С другой — многие детские музыкальные школы, особенно в провинции, умирают, потому что профессия, мягко скажем, не слишком денежная. Денис Мацуев, в отличие от меня, уже несколько лет работающий в президентском совете, говорил об этом на предыдущих заседаниях, о чем сужу по его интервью. Даже в ЦМШ педагог получал смешные деньги, потом этой школе и еще некоторым — например, Мерзляковскому музыкальному колледжу, где преподают мои родители, — дали гранты, это возымело действие. Хочется помочь и другим, чтобы они занимались только творчеством, питались нектаром и амброзией, но в нашем мире ничего не делается по мановению волшебной палочки.
Надо глубже вникнуть в вопрос. В Китае в приличной городской семье ребенок обязательно занимается на фортепиано. Денис говорил, что там 100 миллионов пианистов. Пусть не все станут музыкантами, но начальное музыкально образование должно быть общедоступным и популярным в народе. Или как в Венесуэле. Никогда не думала, что стану приводить Венесуэлу в пример России с ее великими традициями.
— А как относитесь к тому, что из совета вывели Никиту Михалкова?
— Там же ротация, человек попадает туда не на всю жизнь. Может, еще попадет в следующем составе. Честно говоря, не хочется в это вникать. Откроешь интернет — и глаза на лоб: сколько злости изливается по поводу ситуации! С моей стороны никаких комментариев на этот счет не будет, решили — значит решили.
— Но вы мне говорили о своем творческом неравнодушии к этому человеку.
— А как можно быть к нему равнодушной? Яркая личность, свои вершины и свои спорные моменты. Не хочу обсуждать тему творческих взлетов и падений, для этого нужно быть компетентным киноведом, а я просто представитель смежного искусства, старающийся внимательно следить за тем, что происходит. Но влезать в обсуждение — мигалки, не мигалки… какое это имеет отношение ко мне лично и тем более какое право я имею
— Последние фильмы Михалкова смотрели?
— «Цитадель» еще нет, а предыдущий смотрела. Честно говоря, он оставил некоторое недоумение. Но кто без греха? Бывают работы более и менее творчески насыщенные. Притом я знаю людей (хотя они в меньшинстве), которым фильм очень понравился. И они тоже из мира искусства.
— Какие еще яркие эстетические впечатления назовете?
— Пожалуй, первый случай в моей жизни, когда я сходила на выставку дважды и еще близких привела. Это Кристиан Диор в Пушкинском музее. Сногсшибательная экспозиция. Даже с той точки зрения, как ловко всеми нами любимый Белый зал превратили в люксовый бутик. Вообще не могу сказать, что фанатично увлекаюсь модой. Но тут получала наслаждение в основном фантазийного характера: погружение в эпоху диоровского
— Как развивались отношения с телевидением?
— Ничего нового, кроме уже известного вам участия в жюри конкурса молодых талантов «Щелкунчик» и ведения новогодних программ на «Культуре». Собственных проектов пока нет. Хотя мысль о передачах просветительского характера не покидает. Мне кажется, что зря наши первые каналы решили, будто с появлением «Культуры» с них взятки гладки и о культуре можно забыть. Где на них серьезная музыка, театр? Так удручает вся эта расчлененка в огромном количестве. Нужны передачи, несущие позитив и просвещение. А я ведь еще застала изумительный образовательный канал (место которого на четвертой кнопке потом заняло НТВ), где шли обожаемые мною языковые передачи, причем неважно, какой именно язык смотреть, интересно было все и в памяти отпечатывались слова, которые потом пригодились в жизни. Я не знаю, может, в больших спутниковых пакетах
— Катя, не зовут сниматься в кино?
— Я же дилетант.
— Ну, Юрий Башмет сыграл у своего друга Сергея Соловьева в «2 Асса 2».
— Тоже правда. В ранней юности я ходила на пробы в
— Ваш секрет красоты?
— Хорошее настроение. В последнее время прихожу к однозначному выводу: если у меня легко на душе и я верю в хорошее настоящее и удачу в будущем, то и выгляжу лучше. В заповеди входит «не унывать». Каждый человек, если задумается над этим вопросом, найдет способы сохранения хорошего настроения и его приумножения. Не заниматься саморазрушением — а в моем понятии это зависть, обидчивость, злоба, агрессия, — мне кажется, это самый простой и лучший рецепт красоты.
— Но эти «простые» принципы соблюсти труднее всего.
— Да, это уже философия.
— А на уровне физических действий — контрастный душ и тому подобное?
— Это все очень хорошо. Если говорить об идеальном для меня образе жизни, то, конечно, были времена, когда удавалось ходить в спортзал, гулять на свежем воздухе. Сейчас, к сожалению, многое не удается по отсутствию времени.
— Ну, а красивая одежда — разве для женщины это не важно?
— Это важно, хотя за одно интервью, где я утверждала, что Шопена лучше играть в красном платье, меня ругали. Но я же не могу абстрагироваться от своей сущности. Меня такой Бог создал. Когда я в черном — одно настроение, в цветном — другое. Это не
— Марта Аргерих появляется у рояля и с растрепанными волосами, и в
— Все равно если музыкант — женщина, она не может не думать о внешнем виде на сцене. Исключения — огромная редкость. Ну, все, конечно, сразу вспомнят великую Юдину — кеды и чуть ли не подрясник, но те времена равнодушия к одежде давно прошли. Сейчас такое возможно только как очень большой эпатаж. А главное — я никогда не надену платье, которое будет мне мешать. В любой самой красивой концертной одежде главное — функциональный элемент, пианистический аппарат должен быть свободен. Поэтому не люблю длинные рукава, они меня давят психологически, а значит и физически.
—
— Совершенно перестала на эту тему думать. Настолько сейчас все главные события моей жизни сместились в Россию, чему я очень рада. И чем дальше, тем больше к ней привязываюсь. По крайней мере мои родители
Я не против глобализации, но
— Какое красивейшее место на Земле вы видели?
— Очень много красивейших мест. Это может быть и море, и горы, которые так люблю и летом, и зимой, вот в этом году ездила в итальянские Альпы кататься на лыжах. А до того на Рождество впервые в жизни попала в Прагу. Обожаю природу Подмосковья, особенно с запада, где Звенигород,
Екатерина Мечетина, пианистка
Родилась в Москве.
Училась в ЦМШ, в Московской консерватории и ее аспирантуре, которую окончила у Сергея Доренского в 2004 году.
Работает эксклюзивной солисткой Московской филармонии.
На сцене с 5 лет. Играла с Ростроповичем, Спиваковым, Башметом. Мечетиной посвящены несколько сочинений Щедрина.