САМИ ОНИ НЕ МЕСТНЫЕ, НО...

В этом году российская власть дала мигрантам зеленый свет, упростив порядок регистрации и получения разрешения на работу. Как ожидалось, благодаря новшеству из стран, с которыми у нас безвизовый режим, в Россию приедут 6 миллионов человек. Сейчас разрешение на работу получили 1 миллион 100 тысяч человек. К концу года в лучшем случае будут 2 - 2,5 миллиона. А где остальные? Они приехали и ушли "в тень". Корреспондент "Труда" попытался выяснить, почему "трудовые гости" не хотят работать легально.

ЭКОНОМНЫЙ РАВШАН
Равшан стоит на Ярославке возле МКАД и бросает жадные взгляды на проезжающих. Останавливаются редко, поэтому на предложение за сотню рублей поговорить за жизнь он согласился сразу.
- Не понимаю, почему нас так не любят! Все Подмосковье коттеджами застроили, а нас с милицией ловят. Разве мы звери, чтобы нас ловить?
Равшан приехал из Таджикистана, соблазнившись рассказами земляков. Пробирался через Казахстан и в России нелегально. Денег, чтобы снять приличную квартиру, нет. Живет с несколькими земляками в брошенном доме. Удобства на улице, баня - протекающая неподалеку Клязьма. Из всей одежды имеется спортивный костюм, кроссовки и бейсболка. Равшан не ходит в кино, не курит, не пьет и не знакомится с девушками. В общем, экономит на всем. Даже стрижется за так у земляка.
- Очень семечки люблю, - неожиданно признается он. - Вкусные! Раз в неделю покупаю. Дорого.
Зарабатывает когда как, на круг пять - семь тысяч в месяц. Его основные траты - на еду, причем самую простую. Все нажитое хранит у присматривающего - выходца из кишлака, который сумел накопить денег и укорениться в России. "Присматривающий, - говорит Равшан, - большой человек, его все слушаются". Однако таких - считанные единицы. В отличие от кавказцев, земляки Равшана не такие пробивные и успешные.
- Мы не наглые, - скромно потупившись, говорит он. - Не торгуем ничем. Просто работаем.
Главный интерес Равшана - финансовый. В Таджикистане на рубли, заработанные им за лето, живет многочисленная семья. Законы сыновней почтительности таджики соблюдают строго. Брошенных стариков там нет.
- Если денег накоплю, то женюсь. Эх, если бы не поборы! Земляк устроился в строительных фирмах. Вкалывал без выходных, жил в развалюхе, а заработал меньше меня...
Наш разговор прервался на полуслове: с МКАДа вдруг съехала патрульная машина. Заполненная таджиками остановка мгновенно опустела. Мой знакомый так спешил, что даже не вспомнил про обещанную сотню.
У НИХ СЕКСА НЕТ
- Какой секс, ты, что, с ума сошел?
Молдаванин Петро, работающий на одной из мытищинских строек, удивленно смотрел на меня. А вопрос был вполне невинным: как он и его коллеги проводят свободное время? Неужели только работают и спят?
- Тут об этом почти не думают, - откровенничает Петро. - Если уж совсем невмоготу, так идут на Ярославку. Там девчонки стоят. Но это очень-очень редко. Накладно, да и кому охота трипак домой привезти?
О здоровье Петро думает постоянно. Медицинского полиса у него нет. Заболел - лечись сам.
Строек в Подмосковье много. Дешевые рабочие руки нарасхват. Вкалывать приходится дотемна. Фирма, нанявшая Петра, довольно крупная, впрочем, на условиях проживания молдаван это никак не отражается. Строители обитают в аварийной деревянной двухэтажке. Кормят их организованно и не сказать, чтобы плохо. Зарплата - 8 - 10 тысяч. Это то, что остается после всех отстегов - фирме, милиции и "крыше", контролирующей дом.
- У нас многие в этом году перешли на вольные хлеба, - откровенничает Петро. - Подсуетились, нашли клиентуру. Сейчас ремонтируют квартиры. Эти ни с кем не делятся, если, конечно, не попадутся. Работают на себя, а не на фирму, чиновников или "крышу". Получают больше - проблем меньше. Может, на следующий год и я рискну.
СУП С КОТОМ
На днях в нашем доме поймали узбека. Бедолагу застукали, когда он на лестничной клетке справлял нужду. Гость из Андижана ремонтировал туалет. Старый санузел снял, а новый еще не поставил, и тут прихватило... Рядом с домом есть закусочная с бесплатными удобствами, вокруг полно кустиков. Однако злосчастный узбек, не имеющий разрешения на работу, выходить на улицу побоялся: а вдруг милиция?!
Похожая история произошла лет 30 назад во Франции. В одном из парижских домов выходец из Марокко тоже был замечен справляющим нужду не там, где надо. Потом французское правительство разрешило приезжим из бывших колоний привезти к себе родственников, и вскоре весь подъезд стал африканским. Ну а потом, как говорит моя дочка, "был суп с котом": в прошлом году в Париже толпы мигрантов показали себя во всей красе.
В общем, узбека мне жаль, но из своего дома мне уезжать не хочется.
ВОЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК
Мастер с Украины Сергей Степко решил сделать все правильно, то есть легально. Оказалось, что это совсем не просто. Чтобы мигрант мог работать на законных основаниях, он должен получить регистрацию по месту жительства и разрешение на работу.
- Но прежде надо пройти медицинское освидетельствование, - рассказывает он. - В обязательном перечне туберкулезный и наркологический диспансеры, рентген. Чтобы попасть в каждый кабинет, приходится тратить неделю, выстаивая в очередях. Получается месяц. Потом заключение медкомиссии рассматривают в миграционной службе. Это тоже не один день. В итоге выдается разрешение на работу в течение года. Значит, через год вся эта нервотрепка повторится.
Кроме того, каждые три месяца Сергею приходится возобновлять регистрацию. Это новые хождения, траты времени и денег.
- Однако даже эти бумаги не избавляют от проблем, - вздыхает он. - Милиция разрешениям на работу не слишком доверяет. Если задержат, то обязательно везут в отделение, пробивают карточку разрешения по компьютеру. Вот я и думаю: а мне все это надо? Не легче ли жить нелегалом?
Заместитель начальника отдела по связям с общественностью ФМС Денис СОЛДАТИКОВ:
- К сожалению, в таких регионах, как Москва и Подмосковье, ощущается нехватка кадров в структурах ФМС, поэтому там есть проблемы с оформлением мигрантов на работу. Мы стараемся эти вопросы решать. Что касается срока пребывания в России, то, на мой взгляд, год - это наиболее оптимально. За это время можно выяснить, нужен тот или иной мигрант, нашел ли он себе нишу на рынке труда.
Сейчас мы разрабатываем ряд предложений, чтобы выводить гастарбайтеров из тени. Хотим позволить фирмам-посредникам, прошедшим проверку и получившим лицензию, заниматься трудоустройством. Такие фирмы будут за определенную плату собирать у мигрантов необходимые документы и приносить их в подразделения ФМС. Это избавит от очередей и ускорит процесс трудоустройства.
"СЛУЖБА ЭКСПЕРТНОГО МНЕНИЯ" НЕДАВНО ПРОВЕЛА ОПРОС
Ваше отношение к гастарбайтерам?
Пусть работают, но на тяжелой и низкооплачиваемой работе - 44%
Пусть приезжают, в стране демографический кризис - 8%
Они отбирают наши рабочие места - 8%
Россия для россиян - 28%
Мне все равно - 3%