ПОСЛЕДНИЙ ПАРАД

Самый разгар курортного сезона. Однако прекрасный участок Средиземноморского побережья почти пуст. Хотя, казалось бы, здесь есть все, о чем мечтает измученный холодом и дождями европеец, - обилие солнца, поросшие сосной горы, уютные тихие бухты с чистым песком, невысокие цены и гостеприимное население. Поясню, речь идет о Северном Кипре, или Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК).

После вторжения на Кипр в 1974 году турецких войск под предлогом защиты турок-киприотов от произвола греческих "черных полковников" и организованного ими на острове кровавого фашистского переворота произошли необратимые изменения. Путч провалился, а турецкие войска заняли 37 процентов территории острова, его северную часть. При этом пролилась кровь и разгорелись этно-религиозные страсти. Доселе смешанное греко-турецкое население разделилось - на юг, в Республику Кипр, бежало около 180 тысяч греков-киприотов, бросив свои дома, земли и нажитый скарб, а на север - около 25 тысяч турок-киприотов. Произошло территориальное обособление общин, между которыми пролегла непроницаемая "зеленая линия" - буферная зона с рядами колючей проволоки под охраной сил ООН. Достаточно взглянуть с обеих сторон на Мараш или Варошу - южную часть портового города Фамагуста. Большой жилой район-призрак с 1974 года покинут греками-киприотами и медленно разрушается.
Международное признание всегда было на стороне Республики Кипр. Северная же часть острова, где в 1983 году была провозглашена ТРСК, оказалась в глухой международной изоляции. Республика Кипр, пользуясь широкой международной поддержкой, прежде всего со стороны объединенной Европы, за прошедшие годы достигла колоссального прогресса как банковский, деловой, торговый и туристический центр Восточного Средиземноморья, а никем не признанная ТРСК стала фактически отдаленной, чтобы не сказать захолустной, провинцией Турции. До сих пор значительную часть бюджета ТРСК составляют прямые дотации с материка. В итоге доход на душу населения южан почти в 8 раз превышает аналогичный показатель северян. Трудности ТРСК усугубляются и нехваткой воды, ее основные источники находятся в греческой части. Достаточно ночью с возвышенности взглянуть на залитую электрическим светом греческую часть острова и сравнить ее с гораздо скромнее освещенными населенными пунктами на севере, чтобы реально представить разницу в уровнях развития.
Все эти годы выдвигались различные планы решения кипрской проблемы. Постепенно сформировалась идея создания федеративного двухзонального государства, где обе общины (греческая - свыше 600 тысяч и турецкая - около 200 тысяч) пользовались равными правами. Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. К тому же атмосферу переговоров отравляло несколько факторов - претензии руководства греков-киприотов быть главными на острове и не менее упорные претензии турок-киприотов считать себя равными, а также весьма острые проблемы беженцев, утерянной собственности, присутствия на севере турецких войск и процесс переселения граждан Турции в ТРСК, что, по мнению греков-киприотов, представляет сознательное изменение демографической ситуации.
До весны этого года инициатива в переговорном процессе принадлежала грекам-киприотам, позицию турок-киприотов в лице бессменного президента ТРСК Рауфа Денкташа конструктивной было назвать трудно. Вот и последний план урегулирования, составленный британскими экспертами под эгидой генсека ООН Кофи Аннана, дорабатывался почти в течение двух лет в основном с учетом поправок греческой стороны. Но надежд на его принятие было мало. Против него выступили и Рауф Денкташ, и сменивший Главкоса Клиридиса на посту президента Республики Кипр Тассос Пападопулос. Тогда Кофи Аннан пошел на беспрецедентный шаг - проведение в обеих частях острова 24 апреля референдума по отношению к своему плану через головы обоих президентов. Остроту вопросу придавало то обстоятельство, что с 1 мая Республика Кипр становилась полноправным членом Евросоюза, а статус ТРСК еще больше запутывался. И тут на Северном Кипре наружу вырвался давно назревавший процесс обновления и реформ. Его возглавил сформировавший правительство Мехмет Али Талат.
На грандиозном по масштабам Кипра 80-тысячном митинге турки-киприоты потребовали объединения острова и вступления в ЕС на основе плана Аннана в пику позиции президента Денкташа. По инициативе премьера ранее турки-киприоты открыли контрольно-пропускные пункты на "зеленой линии". Итоги референдума, по условиям которого греки могли проголосовать как угодно, все равно они вступали в ЕС, удивили многих. 76 процентов греков-киприотов проголосовали против плана Аннана, а 65 процентов турок-киприотов - за.
Основные пункты этого объемного и детального плана таковы. Образуется федеративное двухзональное государство. Грекам переходит 8 процентов территории. Предусмотрены поэтапное возвращение беженцев и поэтапный вывод с острова турецких войск. Около 50 тысяч турок-киприотов будет переселено, а 41 тысяча переселенцев из Турции получит гражданский статус на острове. Треть собственности возвращается грекам, другая треть подпадает под взаимозачет и обмен, а последняя треть должна быть возмещена денежными выплатами.
Турки-киприоты проявили большую гибкость и искреннее стремление к объединению, заявил Али Талат, и теперь мяч на поле греков-киприотов. Такой результат голосования создал принципиально новую ситуацию на острове и вокруг него. Впервые был разрушен стереотип несговорчивости и вины турок-киприотов. Происходят подвижки и в международном подходе к кипрской проблеме. В беседе с журналистами Али Талат заявил, что ТРСК не добивается международного признания, а стремится выйти из изоляции, наладить воздушную и морскую связь с внешним миром, добиться свободы торговли, беспрепятственного перемещения людей, развития спортивных, научных, культурных, гуманитарных контактов.
Оценив добрую волю турок-киприотов, Евросоюз разработал пакет мер в отношении ТРСК. Он должен быть принят осенью и предусматривает снятие экономического эмбарго, выделение 259 млн. евро на развитие административной системы и подъем экономики. 30 млн. долларов обещали предоставить США. Перспектива отмены санкций вызвала в ТРСК ощущение предстоящего экономического бума. Цены на недвижимость подскочили в 3 - 4 раза. Здесь ждут потока туристов. В беседе с корреспондентом "Труда" министр иностранных дел ТРСК Сардар Денкташ выразил пожелание, чтобы российские туристы, которые идут на втором месте по численности в турецкой Анталье, пожертвовали бы лишними 10 минутами полета и направились на Северный Кипр, где их радушно примут. Он обвел рукой пустынный участок побережья и заметил: "Через два-три года вы этих мест не узнаете, здесь повсюду будут стоять современные отели". Его мысль развил Али Талат: "Привлекая туристов, мы становимся конкурентами греков-киприотов и тем добьемся от них более уважительного к себе отношения".
Во вновь отстроенный аэропорт Эрджан начались чартерные рейсы из Британии, на очереди чартеры из ФРГ. Специалисты из ЕС изучают соответствие местного сельхозэкспорта своим стандартам. Теперь отсюда цитрусовые и картофель напрямую пойдут в Европу.
Весьма важно и появившееся новое человеческое измерение. После открытия "зеленой линии" сотни, а затем тысячи греков сначала робко, а потом все смелее устремились на север к своим родным местам.
Редактор газеты "Кыбрыслы" ("Киприот") Доган Харман рассказал мне, что многие поселившиеся в домах греков турки весьма бережно отнеслись к собственности бывших хозяев, сохранив и вернув им домашний скарб и личные вещи, вплоть до семейных фотоальбомов. Никакой враждебности при встрече бывших и новых жильцов не было, а многие греки, да и турки плакали от пережитого и превратностей судьбы.
Совсем другое настроение царит более чем в десятке казино, открытых на турецкой стороне. Состоятельные и азартные греки становятся их завсегдатаями. Приведу для иллюстрации один эпизод. При посещении на турецкой стороне монастыря Св. Варнавы я столкнулся с супружеской парой, приехавшей сюда с детьми из греческой части. Они были просто поражены тем, что монастырь цел и невредим, что в нем открыты археологический музей и большая экспозиция икон.
Лед в кипрском кризисе явно тронулся, и справедливое его урегулирование представляется неизбежным. Наблюдая за парадом турецких войск по случаю 30-летия высадки на острове, я разговорился со своим турецким коллегой. "Если все пойдет хорошо, то, пожалуй, это может стать последним таким парадом на Северном Кипре", - прокомментировал он мне происходящее.