В идеале, по мнению генералов разработавших программу, все в армии должно быть так. Пока служит офицер, он обеспечивается в гарнизоне комфортабельным служебным жильем. Пришла пора увольняться в запас - покупай квартиру где заблагорассудится и наслаждайся на склоне лет заслуженным отдыхом под собственной крышей. А гарнизонную "служебку" сдай тому, кто приехал на смену. Чтобы воплотить эту схему в жизнь, необходимы всего два условия - в Вооруженных силах должно быть такое количество казенных квартир, сколько в них офицерских должностей. И второе - прослужив лет 20-30, отставной военный должен быть в состоянии собственное жилье купить, причем там, где ему хочется. Пока ни того, ни другого нет и в помине. Поэтому, одобрив идею в принципе, министры отправили ее на доработку. К 1 декабря Министерство обороны обязано представить уже согласованную со всеми заинтересованными ведомствами схему действия новой системы.
За последнее десятилетие это уже третья масштабная попытка решить прямо-таки разрушительную для сегодняшней армии жилищную проблему. В середине 90-х ставка была сделана на кредиты западных стран, готовых тогда платить огромные деньги за вывод наших войск из Восточной Европы. Так, в 1992-1997 годах правительство РФ под государственные гарантии привлекло кредиты германских банков на сумму 635 миллионов немецких марок - на финансирование жилищного строительства для военных. Программа та называлась "Модуль". Она пошла прахом. Проверкой Счетной палаты установлено, что средняя стоимость возведенного на заемные марки жилья в 3,6 раза превысила среднерегиональную стоимость вводимого квадратного метра жилья в России. Общая сумма неэффективных расходов составила около 50 процентов затраченных средств. На эти деньги можно было бы построить дополнительно еще 11 тысяч квартир (всего по программе "Модуль" Вооруженные силы получили 5067 квартир).
Большие надежды связывали военные с президентской программой "Государственные жилищные сертификаты", стартовавшей в 1998 году. Ожидалось, что теперь заветные ордера ежегодно станут получать по 42 тысячи военнослужащих и в течение пяти лет бездомных офицеров в России не останется. Однако стоимость сертификата поначалу оказалась заниженной на 30-40 процентов по сравнению с рыночными ценами на жилье. А финансирование программы редко в какие годы превышало 30 процентов от запланированного. В целом получилось, что в 1996-2000 годах жилье по программе ГЖС обрели всего 41 тысяча счастливцев. После вмешательства президента страны решено работу продолжить намного серьезней. На нынешний год по сертификатам крышу над головой должны обрести 42 тысячи семей.
Итог многолетней государственной суеты и бестолковщины: число бесквартирных военнослужащих за минувшие годы, несмотря на беспрерывное сокращение армии, не только не сократилось, но даже выросло. Сегодня ордеров ждут 95 тысяч служивых. Еще 27 тысяч остро нуждаются в улучшении жилищных условий. 160 тысяч уволились в запас, так и не получив положенного по закону. Но обстановка выглядит еще хуже, если учесть, что в ближайшие годы только из Вооруженных сил в связи с военной реформой предстоит уволить в запас еще около 360 тысяч человек, из которых 270 тысяч могут стать бездомными.
От этой безысходности и родилась идея перейти к принципиально новой схеме решения жилищной проблемы военных. По замыслу разработчиков, лейтенанты, заключившие контракты с Минобороны после 1 января 2004 года, будут претендовать только на служебное жилье. Зато на каждого откроют расчетный счет, на который государство будет ежегодно перечислять определенную сумму. Для начала на 2004 год предложено выделить 938 миллионов рублей на 43 тысячи первых претендентов. Считается, что через 20 лет, проведенных в строю, у каждого накопится сумма достаточная, чтобы, оказавшись в запасе, купить себе квартиру. А прослужишь лет 35 - тогда, как размечтался представивший программу правительству заместитель министра обороны по строительству и расквартированию войск генерал армии Александр Косован, "сможешь купить и домик".
Но тут возникают вопросы, ответить на которые не может сегодня не только генерал Косован. Как определить, сколько будет стоить жилье через 20 лет? Как уберечь сбережения от инфляционной волны, о высоте которой даже в этом году спорят экономисты? Где взять столько служебного жилья, если нынче из 1180 тысяч квартир, занимаемых военнослужащими, 376 тысяч приватизированы и лишь 140 тысяч находятся в закрытых военных городках? Причем половину из них занимают семьи бывших военных, уже ушедших в запас. Переселить их, освободив жилье лейтенантам? А куда и на какие деньги?
И едва ли не самый сложный вопрос: кому поручить хранить эти немалые финансовые средства и во что их инвестировать, чтобы не только не потерять, а, наоборот, "нарастить"?