ШОПОГОЛИКИ

Мария Кармен Фабиола буквально на глазах превратилась в настоящую фурию: бросалась на домочадцев, била тарелки и ругалась грязными словами. По щекам Фабиолы непрерывно катились слезы, смешанные с косметикой, отчего ее лицо походило на маску папуаса. Родственники Марии Кармен носились вокруг нее как угорелые, пытаясь напоить успокоительными каплями. Ничего не получалось. Наконец обессилевшая женщина упала на диван и затихла.

Свидетелем этой сцены, происшедшей в одном благопристойном испанском семействе, я стал случайно. Ужасно сконфуженные хозяева объяснили мне, что Мария Кармен больна. Я здорово удивился, потому что скандал произошел всего лишь из-за того, что женщину не пустили в магазин. "Что же это за болезнь такая? - думал я. - Наверное, шизофрения". Однако позже знакомый психиатр мне поведал, что расстройство, которым страдает благополучная сеньора Мария Кармен Фабиола, называется ониоманией - страстью делать ненужные покупки. Честно говоря, я специалисту не поверил. Тоже мне болезнь - просто буржуи с жиру бесятся. Но вскоре я убедился, что и в России есть шопоголики.
Однажды друзья познакомили меня с симпатичной девушкой. На первом же свидании девица потащила меня по магазинам. Вместо того чтобы чинно посидеть в кафе или, допустим, в кино сходить, мы носились по барахолкам, скупая все, что попадалось ей на глаза. "Я премию получила, - сообщила мне подруга, объясняя маниакальный шопинг. - Мне надо развеяться".
Домой я буквально приполз на карачках. Эх, надо было мне из нашего первого свидания сделать соответствующие выводы... Сумасшедшие прогулки по рынкам повторились и при второй, и при третьей встрече. Когда же я попытался оттащить мою девушку от очередного прилавка, она вдруг стала вырываться и визжать. Вот тогда я и вспомнил скандал в испанском семействе и таинственную болезнь ониоманию.
Оказывается, это заболевание нельзя отнести к числу новых. Симптомы ониомании психиатры описали еще в начале века. Но сегодня эта болезнь приобрела невиданные масштабы. По мнению медиков, ониоманией страдает до десяти процентов населения нашей планеты. В основном женщины (90%). Подверженными этой напасти считаются люди, не способные оторваться от магазинов и одержимые жаждой покупок. В Англии, например, насчитывается примерно 700 тысяч шопоголиков, в Соединенных Штатах - 55 миллионов человек, причем 15 миллионов из них являются хроническими шопоголиками. Эти несчастные тратят подчас невероятные суммы. Однако серьезные траты не становятся преградой для пагубной привычки. По свидетельству лондонской газеты, одна женщина задолжала 70 тысяч фунтов стерлингов, и ей в конце концов пришлось заложить свой дом. А менеджер социальной службы Люси Дэвис умудрилась потратить больше 100 тысяч фунтов казенных денег, за что и была посажена в тюрьму на три года. Но рекорд, несомненно, принадлежит двадцатипятилетней жительнице Северного Лондона Росс Тенхаус. За семь лет прогрессирующего шопоголизма эта дамочка ухитрилась истратить более полумиллиона фунтов. Покупают шопоголики по большей части одежду, которую затем практически не носят.
Проблема ониомании настолько серьезна, что весть о том, что в Стэнфордском университете в Калифорнии идут испытания препарата, который призван облегчить страдания шопоголиков, стала сенсацией. Ведь если болезнь станет распространяться с такой же скоростью, как, например, наркомания, то страшно подумать, что произойдет. Мне представляется такая картина: толпы обезумевших женщин переворачивают ряды на рынках, врываются в магазины, громят витрины и убивают продавцов. Ужас!