Но достаточно было повнимательнее вглядеться в участников живописной мизансцены, как в ведущем передачи узнавался тележурналист Павел Лобков, крупный спец политических репортажей и интервью, мастер беспощадных комментариев, виртуоз прихотливых интерпретаций тех событий, что, как говорится, у всех на устах. Такая метаморфоза поначалу шокирует. Потом, в поисках объяснений, начинают приходить в голову обстоятельства, связанные не столько с особенностями творческого пути журналиста, сколько с ситуацией на отечественном ТВ. Там в последнее время идут упорные разговоры о грядущих организационных переменах. О том, что уже существующая в рамках российско-белорусского союза телеслужба начнет вещание. О появлении в семи округах, на которые ныне поделена страна, своих телеканалов. Об отстранении Березовского от хозяйничанья на первой кнопке.
Впрочем, еще в январском номере журнала "Телефорум" один из эфирных слухмейкеров безапелляционно заявлял: "Никто ведь не верит, что Добродеев пошел бы на второй канал, если бы ему не была обещана "первая кнопка". Разговоры о том, что РТР станет первым каналом, отодвинув на второй ОРТ, а то и вовсе поглотив его, идут довольно давно. Подобно другим околотелевизионным слухам они, мне кажется, ставят целью отвлечь общественное мнение от истинных проблем. Во всяком случае, мастер политических интриг Березовский, который в последнее время не раз говорил, что готов оставить ОРТ без своих высочайших забот, в минувший четверг заявил вдруг, что, пожалуй, не станет делать этого. Качели слухов после этого ринулись в обратном направлении.
Острые проблемы ТВ стоят уже не первый год и, главное, не находят никакого решения. О них пишут газеты, твердят политики, буквально стонут зрители, но мало что меняется. По-прежнему наше ТВ политизировано сверх меры и претендует на тотальное воздействие на аудиторию, манипулирование ею. Оно не удовлетворяется почетным званием "четвертой власти", норовя потеснить и все остальные.
В последнее время, кажется, что-то начинает меняться. Общественное мнение, оценивая роль ТВ в минувшее десятилетие, поставило ему жирную двойку. Каналы стали осмотрительнее в тех программах, которые носят открыто политический характер. Готовясь к новому сезону, они делают акцент на передачах исторического, просветительского, социально-бытового характера.
Канал НТВ по причинам, о которых нетрудно догадаться, решил "выстрелить" раньше своих конкурентов, не дожидаясь сентября. Программа Лобкова, премьера которой состоялась в субботу, названа программно - "Растительная жизнь". Хотя автор в первом выпуске, не утерпев, отдал некоторую дань политике: провел его на даче дочери Хрущева и не удержался от разговоров о бывшем советском лидере. Правда, речь шла, в основном, о его сельскохозяйственных пристрастиях. Но все же, по расхожим правилам политической тележурналистики, не обошлось без использования старой кинохроники и рассуждений о роли кукурузы в истории нашей страны. Не знаю, как пойдет дело дальше (послезавтра в эфире выйдет второй выпуск), не хотелось бы, чтоб и растительная жизнь обрела на экране черты политической.
Трудно, конечно, нынешним крайне политизированным тележурналистам сразу отойти от привычных тем, жанров, приемов. Так и тянет снова, как в минувшие годы, проявить боевую форму, лютым тигром налететь на политического оппонента, растерзать его в клочья.
Характерна в этом отношении эволюция Андрея Караулова и его "Момента истины". Прежде, как помнят зрители, он выбирал себе мишенью кого-то из политиков и терзал того расспросами, сильно смахивающими на общение следователя с арестантом. Вернувшись после перерыва на центральные каналы, журналист сменил диалог на обозрение, где атакуется уже не один герой, а целая вереница персонажей.
В новых своих передачах журналист сменил не только жанр, но и позицию. Теперь он выступает в роли несколько прокурорской, произносящего свой суровый вердикт по различным поводам и адресам. Берет глобальные темы, вызывает "на ковер" политиков, строго спрашивает с них... Критики, коллеги журналиста по цеху не раз обращали внимание на то, что в "Моменте истины" конкретный анализ порой подменяется декларативными инвективами автора.
В последнем выпуске "Момента" в минувшее воскресенье Караулов будто услышал все наши претензии к нему. Он высокой политике предпочел тему, касающуюся каждого. Заговорил о нашем будущем, о детях. О бедах, которые им грозят, - о наркомании, СПИДе, безотцовщине. О нищете, в которой оказались школа и бесплатная медицина. О резком падении рождаемости и росте разводов среди молодых супругов...
Кроме того, в финале передачи мы увидели предсмертное интервью Ролана Быкова, где тот говорит обо всех этих проблемах и о многом другом. Словом, журналист словно спустился с котурнов громогласного обличительства. Перестал клеймить по поводу и без повода политиков высшего ранга. Забыл о самолюбовании. Обратился к реальным проблемам реальных людей. А ведь как в итоге получилось хорошо...