Этот скандал разразился на прошлой неделе. 1 августа анонимный "представитель Минфина" поделился с информагентствами сведениями о результатах работы главного управления федерального казначейства в Орле. Ревизоры установили, что местная администрация слишком вольно обращалась с налогами. По закону 85 процентов НДС должны прямиком отправляться в казну, область же отдавала 36 процентов, а остальное тратила на текущие нужды. Основанием служили распоряжения, которые чаще всего визировал губернатор Егор Строев.
Такого удара в вотчине спикера верхней палаты парламента не ждали. Заместитель губернатора по финансам Тамара Кравченко по горячим следам заявила, что им ничего неизвестно о нарушениях в использовании бюджетных средств. Наоборот, по ее словам, у области есть претензии к правительству: еще весной обещали полмиллиарда рублей на закупки техники по лизингу, уборка уже началась, а денег и в помине нет. Тем самым Белому дому как бы дали понять, что не худо договориться без скандала, сделав своего рода взаимозачет по обязательствам.
Однако федеральный центр занял жесткую позицию, справедливо полагая, что сила и правда на его стороне. В свете новых веяний присвоение средств казны можно истолковать как нарушение губернатором федерального законодательства, а там недалеко и до оргвыводов. К тому же Минфин объявил, что до завершения разбирательства "замораживается" перечисление трансфертов - это сотни миллионов рублей, которые идут на выплату детских пособий и другие социальные нужды. Взвесив "за" и "против", орловская администрация сочла за лучшее признать нецелевое использование средств и пообещала вернуть полмиллиарда в федеральный бюджет.
Некоторые эксперты полагают, что это только начало. Проверки целевого использования средств способны попортить кровь, а то и стоить кресла многим главам субъектов Федерации.
Кто же на очереди? Все тот же анонимный "представитель Минфина" напомнил, что пока не урегулированы отношения с Татарстаном и Башкортостаном. По сведениям Агентства финансовой информации, в 1998-1999 годах в нарушение законодательства эти республики изъяли из федерального бюджета соответственно около 11 и 9,8 миллиарда рублей.