Здравствуй, это я

Новый проект Первого канала «Это я» вышел из селфи. Его героини день за днем снимают себя на портативную камеру

Практически любой нормальный человек начинает свой день с того, что смотрит в зеркало и как-то себя оценивает: «Черт, какая же я все-таки хорошенькая!». Или: «Что-то я вчера малость перебрал». Словом, разные у людей в голове мысли. Но во всех них неизменно присутствует местоимение «я». Психологи называют это процессом самоидентификации. Констатируя, что в зеркале отражается именно он, индивид подсознательно вкладывает в это очень многое. Я — человек, я — мужчина, я молод, я имею такой-то социальный статус... Новый проект Первого канала так и называется «Это я». Но ждать от него глубокого психологизма вряд ли стоит.

Говорят, что мода на селфи постепенно проходит. Может и так, но явление это приобрело такой масштаб, что просто не могло не найти отражения в индустрии развлечений. Реалити-шоу «Это я» вышло как раз из селфи. Его героини день за днем снимают себя на портативную камеру, и мы становимся свидетелями их повседневности. На первый взгляд, в этом нет ничего нового. Мало, что ли, существует реалити, где люди годами живут под объек-тивами! Вспомним пресловутую семейку Кардашьян. Но там другая история, там шоу-бизнес. Там участники воспринимают постоянное присутствие камер как часть своей работы и потому стараются все делать так, чтобы не предстать перед зрителями глупыми или некрасивыми.

Принцип взаимодействия создателей «Это я» со своими подопечными другой. Они не требуют от тех соответствия заданному образу, напротив, предлагают быть такими, какие они есть на самом деле. Пусть даже глупыми и некрасивыми. Непосредственность подчеркивается даже технически: камеры, которыми снимают себя героини, не позволяют дать картинку высокого качества с воздухом и глубиной. Если их держать близко к лицу, то его черты оказываются искаженными. Если они установлены далеко, о композиции кадра и говорить не приходится. Так подчеркивается эффект документальности.

Первые выпуски проекта смотреть довольно сложно, а местами даже неприятно. Почти ни одна героиня пока не кажется симпатичной ни внешне, ни внутренне. Их монологи перед объективом выглядят искусственными, а разговоры с окружающими — разыгранными. Надо полагать, со временем это пройдет. Кинематографисты советских времен, которые снимали фильмы про школу в реальных учебных заведениях, рассказывали: на то, чтобы дети перестали обращать внимание на камеру и выпендриваться перед ней, требуется месяца два. Может, и участницы шоу «Это я» сумеют успешно преодолеть процесс адаптации? Пока же одна из них говорит: «Хотите, я покажу, что у меня в холодильнике?» И показывает. К кому она обращается? К потенциальным зрителям. Значит, она не живет перед камерой, а играет. И это противоречит замыслу. А люди, с которыми героини вступают в контакт? Родные, подруги, любовники, экс-мужья? Тех что, камера совсем не смущает? Или она скрытая? Если же их предупреждают о съемке, значит, это тоже игра.

Программа имеет возрастное ограничение «16+». Не испытываю ни малейшего желания в очередной раз пройтись по поводу этой маркировки и отношения к ней вещателей. Хотя они сами напрашиваются. К примеру, на следующей неделе на «ТВ Центре» будет фильм о Монике Левински. Не об однофамилице, нет, о той самой. Так вот, канал посчитал правильным адресовать историю всемирно известной дамочки аудитории старше... 12 лет. Интересно, при такой-то адресности обошли ли авторы интересный случай в Овальном зале Белого дома? И если да, то чем еще на их взгляд примечательна судьба стажерки?.. Но в случае с реалити «Это я» ни о каких метках вообще можно не беспокоиться. Подростки моложе 16 программу, скорее всего, смотреть и так не будут. Парням все эти «женится — не женится», «рожать — не рожать» по барабану. Девчонкам тоже. Им не интересны проблемы взрослых тетенек. Им гораздо ближе выстраивание отношений в «Доме 2». Аудитория нового шоу — это женщины «20» с несколькими плюсами. Из числа тех, кто перестал ждать принца на белом коне или олигарха, ищущего близкую по духу скромницу.

Рассказывая о проекте, его авторы несколько раз обмолвились, что им попались очень интересные героини. Откуда они это знают, если все происходящее с дамами тут же ставится в эфир? Что-то все-таки наводит на мысль, что процесс работы над шоу был немного другим. Что женщин, привлеченных к нему, изначально было в разы больше. Что съемки начались давно и завершились задолго до эфира. Что окончательный выбор героинь произошел после анализа гигантского объема готового материала. И что осуществлялся он так, чтобы участницы были разными и, главное, чтобы у них были интересные и непохожие истории с динамикой и логическим концом.

А истории в «Это я» действительно очень разные. Одна героиня — беременна, но что делать с этим, она не знает, потому что отец ребенка смылся. Вторая — никак не может устроиться на работу и влачит вместе с дочкой жалкое существование. Третья изводит своего мужа бесконечными претензиями. Ну и так далее. Могу ошибаться, но подозреваю, что авторы прекрасно знают, чем завершится каждая из этих историй. Однако ничуть не сомневаюсь, все они будут интересны для той целевой аудитории, речь о которой шла выше.

В любом случае, нельзя не приветствовать появление в эфире совершенно нового для нашего ТВ формата на фоне бесконечных стенаний по поводу отсутствия свежих идей.