На Брянщине в местах партизанской славы прошел фестиваль «Международный лагерь славянской молодежи»
Он проводится с 1969 года, когда впервые студенты из Брянской, Черниговской и Гомельской областей собрались на стыке трех славянских республик. Традицию не нарушили и в этот раз, хотя украинской молодежи за участие в фестивале националисты теперь грозят всевозможными карами.
Еще в 1975-м на стыке республик возвели монумент Дружбы, прозванный в народе «Три сестры». Белорусы, украинцы и россияне поочередно приглашали соседей на торжества, на них неоднократно присутствовали и президенты государств, уже ставших независимыми. Но после первой «оранжевой революции» в Киеве поток гостей с Черниговщины значительно снизился. А в этом году руководители области ошарашили организаторов встречи на Брянщине заявлением: «Как вы смеете нас приглашать, когда сапоги оккупантов топчут наши земли? Отныне никакой дружбы и никаких встреч!»
И тем не менее отряд украинской молодежи из Сумской области приехал. В Суземском районе, на бывшем партизанском аэродроме возле поселка Смелиж, наряду с российским и белорусским звучал гимн Украины и поднимался по флагштоку украинский флаг. Именно здесь когда-то впервые прозвучала песня на стихи Анатолия Софронова «Шумел сурово Брянский лес». Из здешних мест, получив боеприпасы и обмундирование с Большой земли, уходили в карпатский поход легендарные отряды Ковпака и Сабурова. За два года оккупации фашисты смогли взять Смелиж лишь однажды и всего на полтора дня. Место легендарное, знаковое в истории партизанского движения, недаром райцентр Суземка и поселок Смелиж имеют почетные наименования «Населенный пункт партизанской славы». Это наша общая история, скрепленная столетиями совместной жизни и общей Победой.
А почему именно из Сумской области отважились приехать посланцы? До сих пор в районе пограничного села Зерново действует местный переход. При этом россиян призывного возраста, как легко догадаться, в Украину не пускают, а вот жители Середина-Буды и близлежащих сел и деревень беспрепятственно продолжают ездить в Суземку. Другое дело, что уже после открытия партизанского лагеря в одном из приграничных сумских городов местные националисты выступили с угрозами к уехавшим на фестиваль юнармейцам, и несколько ребят вынуждены были уехать домой до окончания срока.
Каждому участнику фестиваля вручалась так называемая шелковка. В годы войны самым надежным документом, удостоверявшим принадлежность к партизанам, был клочок ткани из парашютного шелка, на котором было отпечатано удостоверение бойца партизанского края. «Шелковка» вшивалась в одежду, чтобы полицаи и оккупанты ничего не обнаружили при обысках.
Довезли ли до дома сумские ребята этот клочок материи? Пришлось ли им для этого зашивать памятный документ, как это делали предки? Хранить историю, как мы видим, на территории сегодняшней Украины до сих пор опасно. Но «партизанские костры» показали, что ручеек народной дипломатии и дружбы не пересох, что он пробивается сквозь тину лжи и враждебной пропаганды.