Как избежать транспортного коллапса
Модель развития общественного транспорта, которую последние несколько лет внедряют в столице, можно использовать и в других городах России, считают эксперты. Повышение популярности наземного транспорта — это одна из важных мер, позволяющих улучшить городской трафик. Результаты очевидны: загруженность дорог Москвы, по данным исследования компании TomTom, снизилась на 24%, а скорость движения общественного транспорта за последние полгода во всем городе выросла на 8%.
По словам заместителя мэра в правительстве Москвы, руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максима ЛИКСУТОВА, не только собственные расчеты ведомства, но и международные компании подтверждают, что движение в городе становится лучше. Изменение ситуации на дорогах отметили и 55% москвичей, проголосовавших на портале «Активный гражданин».
Транспортная система столицы в последние годы развивается очень активно: строятся новые магистрали, только за полгода в Москве прибавилось 18,5 км дорог, модернизируется общественный транспорт, налажен диалог с москвичами, причем многие новшества, касающиеся улучшения транспортной ситуации, вводятся с их подачи. В результате такой комплексной работы загруженность дорог снизилась, движение в столице ускорилось на 12%, на магистралях — на 8%, а общественный транспорт стал комфортнее для москвичей и доступнее для маломобильных горожан — на сегодняшний день на маршрутах курсирует 98% низкопольных автобусов, троллейбусов и трамваев.
Как отмечает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий КОЛТАШОВ, общественный транспорт в большинстве мегаполисов России развивается крайне слабо, а главное, бессистемно. Столица в этом смысле — исключение из общего правила. «Зачастую еще с советской поры маршруты муниципального транспорта дополнены анархией маршруток и частных автобусов, — сетует эксперт. — Только в Москве сделана попытка создать современную транспортную систему, где унифицированы транспортные средства, упорядочено время их движения, объединены муниципальные и частные перевозчики, а билеты являются общими для разных видов транспорта».
Неудивительно, что популярность московского наземного транспорта в столице растет. За полгода троллейбусами, метро, автобусами и трамваями воспользовались 1,4 млрд пассажиров, из них по выделенным полосам было перевезено 200 млн пассажиров, а на метро — 1,2 млрд пассажиров. «Причем число пассажиров, пользующихся общественным транспортом, не снижается», — уточнил Максим Ликсутов.
Одним из самых болезненных мест транспорта столицы, по словам Колташова, являются частные маршрутки. «Иногда в них перевозят пассажиров стоя и притом с бездумной лихостью, а это путь ко многим авариям, — отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО. — К счастью, маршрутки в Москве, район за районом, заменяют на новые модели микроавтобусов, где учтено и удобство, и возможность поместить больше людей с минимальным риском для их жизни и здоровья».
Столичный департамент транспорта отошел от привычных отечественных стандартов — по новой системе наземного городского транспорта частные перевозчики включены в обновленный процесс. Их деятельность регламентируется нормами, позволяющими сделать бизнес коммерческих перевозчиков цивилизованным. По общим стандартам со всей системой городского транспорта частные перевозчики начнут работать уже до конца 2015 года.
Кстати, реальной альтернативой общественному транспорту в мегаполисах становится передвижение на велосипеде. И многие горожане в последнее время предпочитают добираться на работу на двухколесном транспорте, поскольку столичные власти развивают велоинфраструктуру. Велосипеды становятся доступнее большему числу москвичей в разных районах столицы — станции велопроката за два года появились уже в четырех округах: ЦАО, ЮЗАО, ЗАО и СВАО.
Разгрузить магистрали
«Достаточно много было интерпретаций текущей транспортной ситуации. Много было предположений о том, что ситуация в городе стала улучшаться в связи с тем, что снизилась экономическая активность, стало, в общем, меньше людей передвигаться на своих частных автомашинах, грузовом транспорте и так далее. И, конечно, на общественном транспорте. Такие прогнозы не оправдываются», — отметил мэр Москвы Сергей СОБЯНИН.
По словам заместителя мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марата ХУСНУЛЛИНА, улучшить дорожную ситуацию в столице удалось благодаря комплексному подходу к градостроительной политике и полицентричной модели развития мегаполиса, сделав упор на развитие новых территорий. Последние три года в Москве ежегодно сдается более 8 млн кв. м недвижимости. «И при этом в 2014 году никакого транспортного коллапса мы не наблюдаем, наоборот, фиксируем снижение загруженности наших дорог», — отмечает Марат Хуснуллин.
Только с начала 2015 года в столице построено в два раза больше километров дорог, чем за этот же период в прошлом году. По словам Марата Хуснуллина, за первые три месяца 2015 года введены в эксплуатацию 20 дорожных объектов протяженностью более 13 километров, а в прошлом за первый квартал было построено чуть более семи километров. И эти работы будут продолжаться: до конца 2015 года планируется ввести в эксплуатацию более 96 км дорог.