Почему проходящие в Уфе саммиты БРИКС и ШОС грозят войти в историю
Когда в 2011 году после присоединения ЮАР к группе динамично развивающихся стран (Бразилия, Россия, Китай и Индия) в мире появилась аббревиатура БРИКС, в англоязычном мире стали отпускать шуточки по поводу этих пяти букв, означающих «кирпичи». Но на глазах всего мира эти «кирпичики» начинают складываться в нечто основательное. Встречи и разговоры на саммитах в Уфе показали это со всей очевидностью.
Еще совсем недавно БРИКС казалась клубом по интересам для развивающихся стран. Но сегодня это объединение государств, занимающих 26% площади Земли, где проживают 42% населения планеты. Уже в 2013-м доля БРИКС в мировом товарообороте составляла 16,1%, в военных расходах — 10,8%, в производстве традиционных видов энергии — 40,2%. И эти, и другие важные показатели растут. Так, ежегодно потребительский рынок стран БРИКС увеличивается на 500 млрд долларов, чем не может похвастаться та же «большая семерка».
Вот и повестка уфимского саммита рассчитана на принятие серьезных решений, связанных с усилением экономической мощи БРИКС. Здесь и утверждение Стратегии развития и кооперации стран на 25 лет, и запуск нового Банка развития, который сможет аккумулировать 400 млрд долларов, и пул условных валютных резервов, и многое другое.
Масштаб таких планов особенно заметен на фоне недавно прошедшего серенького саммита G7, посвященного «наказанию России», провального 40-летия Хельсинкского акта ОБСЕ, куда не пустили российскую делегацию, и грандиозного скандала в ЕС вокруг греческого кризиса. И, конечно же, просто смешно звучат мантры западной пропаганды о «международной изоляции России», куда в эти дни съехались не только члены БРИКС и ШОС, но и представители стран, всерьез подумывающих о присоединении к ним.
Накануне и в ходе уфимских встреч в информационном пространстве нагнетались негативные новости, связанные с Россией: ПАСЕ приняла резолюцию об «агрессии РФ на Украине», глава американских ВВС назвала нашу страну «самой большой угрозой мира»... Но, как говорят на Востоке, собаки лают, а караван идет. И судя по всему, в верном направлении. К тому же этот караван вполне самодостаточен: у всех пяти стран есть все для того, чтобы развиваться и укреплять свои позиции без оглядки на тех, кто сам себя назначил управляющим миропорядком, — финансы, природные ресурсы, мощная промышленная база, отличные аграрные возможности, избыток квалифицированных рабочих рук.
Если страны БРИКС в ближайшее время не только всерьез скоординируют свои силы, но и перейдут в расчетах на национальные валюты и откажутся от кредитов МВФ и Всемирного банка, то этот союз уже вполне сможет сформулировать не только экономические, но и политические претензии. И уж совсем плохой новостью для США и НАТО могло бы стать объединение военных потенциалов стран БРИКС и ШОС...
Впрочем, об этом говорить пока рано — на пути каравана много ухабов. Одна из самых серьезных проблем — уровень жизни населения в странах БРИКС. Как это ни парадоксально, но Россия среди них — самая успешная страна, в которой нет такого разрыва между богатством и нищетой, как в ЮАР, Бразилии и Индии. Да и Китай, несмотря на свои индустриальные успехи, пока не может обеспечить всем своим гражданам уровень потребления, близкий к российскому.
Впрочем, какие наши годы? Как человечество уже могло убедиться, рост агрессивного потребления — отнюдь не то лекарство, которым лечатся все социально-экономические болячки и устраняются противоречия в мире. Построение более справедливого, разумного и безопасного миропорядка — это уже не маниловщина, не слова, ничем не обеспеченные. Эта декларация в Уфе обретает вполне конкретные очертания.
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации
— Возникновение институтов БРИКС — ответная реакция на вызовы, которые возникли в последнее время из-за нестабильности существующей системы в рамках МВФ, ФРС, G7, ООН и т. п. К тому же оно продиктовано самой природой рынка: появление новых институтов, фондов, банков на территории стран БРИКС — это вполне рыночная реакция на политику стран, входящих в «большую семерку». Они противопоставляют себя остальному миру, пытаясь наладить контроль над системой потребления и распределения ресурсов. В появлении новых союзов не стоит видеть угрозу кому-то. На самом деле речь идет о формировании более устойчивых институтов развития, нежели те, которые сегодня существуют и настолько попали под давление США, что просто перестали нормально функционировать. Кстати, то недовольство, которое сегодня проявляют США к БРИКС, — верный признак того, что интегрирующиеся страны движутся в верном направлении. Сегодня много говорят о повороте России на Восток. Но ведь ЕС по-прежнему наш стратегический партнер, с которым у нас громадный экономический оборот, несопоставимый с Китаем. Но нынешние экономические проблемы ЕС и Греции подтверждают: Россия, начав диверсифицировать свои связи, оказалась права. В противном случае нас бы накрыло и этим нынешним кризисом. Когда ЕС вводил санкции против нас, он действовал не в своих интересах. И это хорошо видно по тому, что произошло там и что еще произойдет. Мировая экономика напоминает известную фигуру из домино, когда одна поваленная костяшка обрушивает по инерции все остальные. Антироссийские санкции и стали такой «доминошкой» для ЕС.