Министерство внутренних дел Великобритании скорректировало свой ответ на запрос парламентария Доминика Рааба по поводу запрета на въезд 60 россиянам из «списка Магнитского». Об этом сообщает британская газета «Telegraph».
Заместитель главы МВД, министр по вопросам иммиграции Марк Харпер обратился к изданию «Hansard», публикующему стенограммы парламентских дебатов и другие официальные документы. Харпер потребовал немедленно изъять прежнюю формулировку, которая, по его словам, была неточной. Теперь ответ на вопрос, въезжал ли в страну кто-либо из фигурантов «списка Магнитского», звучит так: «Мы знаем, что некоторые лица были связаны с арестом, задержанием и смертью Сергея Магнитского. Любое обращение за визой для въезда в Соединенное Королевство будет рассматриваться с учетом специфики каждого конкретного случая в соответствии с нашей обычной практикой».
Скандал с британским «списком Магнитского»
Напомним, что накануне в СМИ появилась информация о том, что Великобритания якобы подтвердила наличие собственного «списка Магнитского», состоящего из 60 имен. «Управление по особым делам министерства внутренних дел знает о внесенных в список людях и уже приняло необходимые меры, чтобы им не выдавали визы для въезда в Великобританию», - таково было заявление Марка Харпера, датированное 18 апреля.
На шумиху вокруг списка незамедлительно отреагировал глава МИД РФ Сергей Лавров, который предположил, что появившиеся в СМИ сообщения на этот счет являются провокацией. Он напомнил, что власти Великобритании ранее не раз заявляли, что «никаких подобных списков» они вести не собираются.
Великобритания не против
Тем временем в Великобритании многие были бы не прочь, чтобы британский «список Магнитского» оказался правдой. Исследовательский центр Henry Jackson Society опубликовал опрос общественного мнения, согласно которому 72% британцев поддерживают идею принятия «закона Магнитского» британским парламентом. И лишь 6% выступили против. В опросе приняли участие 1860 респондентов, живущие во всех регионах Великобритании и поддерживающие все основные политические партии.
А глава инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, которому, по версии следствия, Сергей Магнитский помогал уклоняться от уплаты налогов, и вовсе считает эту меру недостаточной. Как сообщает Русская служба Би-би-си, он призывает правительство и парламент Великобритании принять конкретное законодательство, согласно которому все лица, замешанные в гибели Магнитского, должны быть публично названы, им должен быть запрещен въезд в Великобританию, а их имущество, находящееся в британской юрисдикции, должно быть заморожено.
Также весной этого года Наталья Жарикова, вдова Сергея Магнитского, призвала британское правительство последовать примеру США и запретить въезд в страну всем лицам, связанным с гибелью ее мужа.
Война списков
В декабре 2012 года президент США Барак Обама подписал закон, утвердивший перечень россиян, которые не смогут въехать на территорию США. Все упомянутые в списке лица подозреваются в причастности к гибели Сергея Магнитского. Их счета и собственность в американских банках и на территории США были заморожены.
В ответ на действия США президент РФ Владимир Путин подписал закон, запрещающий усыновление российских сирот гражданами США и другими странами, нарушившими права россиян. Закон также запретил деятельность на территории России НКО, финансируемых из США и представляющих угрозу российским интересам. Закон неофициально назвали «именем Димы Яковлева», российского ребенка, умершего в 2008 году по вине приемных американских родителей.
В апреле 2013 года «список Магнитского» из 18 официальных российских лиц был опубликован на сайте минфина США.
На следующий день российский МИД опубликовал ответный «антимагнитский» список. В него вошли чиновники США, ответственные за создание тюрьмы Гуантанамо, а также сотрудники правоохранительных органов и агенты спецслужб, связанные с преследованием россиян Виктора Бута и Константина Ярошенко.
И что теперь?
Перебрасывание России и США списками напоминает детскую игру. Только вот последствия могут быть совсем не детские. Страны показывают друг другу зубы и давно стоят на пороге большого дипломатического скандала. Это понимает и Великобритания, которой «и хочется, и колется». Лондону не выгодно ссориться в то время, когда британские экспортеры только начали налаживать торговые связи с Россией. Уловка с «неточной формулировкой» Харпера выглядит забавно. Великобритания действительно не собирается подключаться к войне списков или тактично прощупывает почву?