Верховный суд подтвердил запрет на ношение хиджабов в ставропольских школах
Сегодня, 10 июля, Верховный суд России поставил точку в вопросе, который весь последний учебный год держал в напряжении Ставропольский край. Запрет на ношение хиджабов в общеобразовательных школах, вынесенный краевым судом, признан законным.
Адвокат Мурад Мусаев, представляющий родителей школьниц, уже заявил о намерении продолжать борьбу за права мусульман в международных правовых инстанция. По мнению истцов, региональные власти не имеют права ограничивать свободу вероисповедания, в чем бы она ни заключалась, и запрещать верующим одеваться в соответствии с религиозными нормами и традициями. А предложение ставропольских властей о создании частных исламских школ было воспринято как нарушение права на получение бесплатного общего образования.
«В одних школах учениц в хиджабах просто физически не пускают на занятия, в других "уговаривают" перейти на экстернат и приходить в школу после 15:00, когда там нет других детей. В любом случае, мы имеем дело с сегрегацией и самоуправством», - говорит Мусаев.
По мнению адвоката, речь идет о юридической проблеме: «Хиджаб - это часть религиозной одежды, а право на ношение хиджаба - это часть свободы вероисповедания, которое гарантировано Конституцией и может быть ограничено только федеральным законом. В данном случае мы столкнулись не с федеральным законом, а с постановлением одного из субъектов РФ, который претендует на то, чтобы ограничить конституционное право. Это недопустимо».
Пока судебные тяжбы продолжаются, ставропольские школьники из числа мусульман перешли на альтернативные формы обучения — интернат или семейную. Речь идет не только о жителях Нефтекумского района, но и других.
В министерстве образования региона настаивают на том, что для всех детей организованы консультации учителей и составлены графики проведения аттестации, при этом никто не препятствует школьникам участвовать во внешкольных мероприятиях.
На происходящее в Ставропольском крае остро реагируют в соседних регионах. Так, имам Джума-мечети Махачкалы Магомедрасул Саадуев уверен, что запрет на ношение в школах головного убора может привести к бойкотированию школ, а позиция властей только обостряет конфликт.
Позицию федерального центра относительно хиджабов в школе озвучил лично президент Владимир Путин в ходе апрельской «прямой линии».
«Ничего хорошего в этом нет. Есть конечно национальные особенности в национальных республиках. Но это демонстрация известного отношения к религии. В нашей стране и в мусульманских регионах такой традиции не было», — заявил президент.
Как напомнил Путин, в ряде мусульманских стран ношение хиджабов запрещено законом, а Россия должна возвращаться к обязательной школьной форме.
Законопроект о введении в российских школах единой формы был внесен в Государственную думу буквально через неделю после выступления Путина. Авторы документа оговаривают, что «требования к одежде учащихся должны устанавливаться с целью обеспечения их удобной и эстетичной одеждой, формирования у них чувства принадлежности к общеобразовательной организации».
С помощью формы власти надеются повысить «психологический настрой учеников на учебу», а также закрепить «светский характер образования», устранить признаки «социального, имущественного и религиозного различия между учащимися». Депутаты Госдумы намерены принять закон к 1 сентября нынешнего года.
Пока вопрос о хиджабах обсуждают на федеральном уровне, директор школы, с которой все началось вынуждена была уехать из села Кара-Тюбе. Именно Марина Савченко запретила нескольким девочкам приходить в школу в хиджабах, из-за чего те неделями пропускали занятия. На фоне разгоревшегося конфликта педагог продала дом и перебралась в Ставрополь. Еще один учитель после шквала угроз вынужден был обратиться к полиции за помощью и был взят под охрану.
Как будет воспринято решение Верховного суда — сегодня не может сказатьникто.