КТО ДЕРЖИТ НЕБО

Английский писатель Сомерсет Моэм в своей книге "Подводя итоги" признавался: "Безвестные люди занимают меня больше, чем известные. Они чаще бывают самими собой. Им не нужно изображать кого-то. Великий человек слишком часто бывает сделан из одного куска; маленький человек - это клубок противоречивых элементов. Я лично куда охотнее провел бы месяц на необитаемом острове с ветеринаром, чем с премьер-министром".

Слова эти написаны в канун второй мировой войны, когда ТВ на Западе только развивалось. Сегодня, в применении к нынешнему телевидению, они звучат откровенным диссонансом. Как могут телеканалы, озабоченные достижением максимального рейтинга, обходиться без VIP-персон? Без показа их как в парадном обличье, так и "неглиже"? И как, с другой стороны, люди политической или культурной элиты могут обходиться без телекамер, даже если они не устают клеймить журналистов за бесцеремонность и вмешательство в личную жизнь?
В минувшее воскресенье подобная ситуация сложилась в передаче "Растительная жизнь" (НТВ), где ее автор Павел Лобков обустраивал дачный участок Людмилы Нарусовой на берегу Финского залива. Журналист, по совместительству прилежный ботаник, копаясь в земле и называя экзотические латинские названия растений, успевал как бы между делом задавать хозяйке дачи довольно откровенные вопросы на политические и бытовые темы. И про прегрешения покойного мужа, питерского губернатора, и про неслыханно дорогие брильянты дочери, и про неожиданное избрание ее самой сенатором от далекой Тувы. В какой-то момент дама, кажется, поняла, что стала жертвой своего рода допроса, но остановиться уже не могла: желание светиться на многомиллионной аудитории оказалось сильнее...
Таких передач, в той или иной степени "обслуживающих" VIP-персон, - множество. Зато с каждым годом в эфире гораздо реже встречаются произведения противоположного плана. Об одном из них хочется рассказать подробнее. Известный теледокументалист Игорь Беляев задумал снять двадцатичетырехсерийную ленту "Война священная". Ее показ предполагается вести в течение трех лет и завершить в день шестидесятилетия великой Победы. На прошлой и позапрошлой неделях вышли первые восемь частей, проследившие события, начиная с обороны Брестской крепости, Севастополя, Смоленска, Ржева, Москвы.
Зрители старшего поколения, уверен, помнят всколыхнувшие всю страну телепередачи писателя Сергея Смирнова, посвященные защитникам Брестской цитадели. Именно тогда в Советском Союзе стали говорить не столько о генералах и маршалах, и без того не обделенных славою, сколько о тех, на кого выпала главная тяжесть войны - о солдатах и младших офицерах. Чуть позже с большим циклом "Солдатские мемуары" выступил на ТВ Константин Симонов. Затем, в брежневскую пору, возобладал помпезно-масштабный ракурс взгляда на 1418 дней и ночей войны.
И вот теперь Беляев возрождает забытую традицию. Он находит рядовых участников или свидетелей тех славных событий. Мальчишки и девчонки 41-го вспоминают на экране множество живых жизненных деталей о том незабываемом времени. Впрочем, внимательный взгляд заметит, что некоторые персонажи повествования чувствуют себя чуть скованно, будто не верят в предоставленную им возможность раскрыть перед миллионами людей страницы недавней нашей истории. Ведь за последние годы все свыклись с тем, что телевизионная трибуна узурпирована узким кругом лиц, чаще всего пустых краснобаев.
То же ощущение (может, я ошибаюсь) некоторой ущербности произвели на меня участники воскресной передачи "Атланты держат небо" (ТВЦ), посвященной замечательному явлению нашей духовной культуры - так называемой "бардовской" песне. Приуроченная к юбилею одного из корифеев жанра - Александра Городницкого, между прочим, не только поэта и композитора, но и известного ученого, профессора, программа собрала и других авторов-исполнителей. Тоже, кстати сказать, представителей науки и техники. Даже в этой передаче львиную долю времени и внимания ее создатели отдали известным людям, произносящим в кадре комплименты юбиляру. Без этого, им казалось, мы не сможем оценить по достоинству творчество Городницкого. Знаменитые песни его почти не звучали, а коим повезло - нередко были поданы с дурных по качеству фонограмм. И даже самое, наверное, интересное, что бывает при показе бардовских концертов: крупные планы слушателей в зале, одухотворенные лица представителей интеллигенции - появлялись на экране крайне редко.
А в недавно появившейся субботней аналитической программе Александра Герасимова "Личный взгляд" (НТВ) простых людей не было вовсе. На этот раз, как, впрочем, и прежде, после многозначительно показанной заставки - шахматной доски с фигурами, автором был установлен ранжир самых значительных персон недели в нашем Отечестве. И тут, понятно, "пешкам" места не нашлось, - в ход опять шли все больше политические и финансовые "ферзи". Даже недогадливому зрителю становилось понятно, кто у нас сегодня "держит небо"...