- Владимир Семенович, поясните читателям "Труда", что такое "постер"? - обращаюсь с просьбой к руководителю компании В. Вельдману.
- Постер - это плакат, отражение того или иного события, того или иного действия, сцены. Раньше - путем рисования, затем и при помощи фотографии. В царское время подобные плакаты назывались "лубок". В Москве есть музей, где представлена вся история русского плаката - от царизма до нашего времени. Помните "Окна РОСТА", работы Кукрыниксов? Это тоже плакаты. Увы, в последнее время жанр сошел на нет.
- Исчез социально-политический заказ?
- Раньше плакаты в основном выполняли роль наглядной агитации. Но времена изменились. На Западе этот бизнес развит. Велик спрос на постерное изображение животных, природных пейзажей, известных актеров, певцов и т.д. Есть продукция, создаваемая на основе произведений великих авторов. Изображения их работ накладываются на тарелки, стаканы, значки. Я много лет занимался рекламой, и меня возмущало, что в Россию откуда угодно ввозится низкосортная продукция постерного характера, далекая по духу от российского человека. Кроме того, в западных каталогах представлено очень мало русских авторов. В основном мелькают Кандинский, Малевич... А куда делись Айвазовский, Шишкин? Поэтому задача "Первого русского постера" в том, чтобы возродить интерес к отечественным классикам, поднять пласт наших современных авторов, которые живут не только в Москве, но и на Дальнем Востоке, в Сибири и т.д. Цель - возрождение русского постера. У нас есть ряд номинаций. Лучшая фоторабота, лучшая графическая работа, лучшая живопись, лучшая работа, выполненная в смешанной технике. Специальная номинация - по государственной символике.
- Какова ее цель?
- У нас в стране, мягко говоря, не все хорошо знают, как выглядят российский флаг, герб и почему на нем изображено два орла... Когда в США 11 сентября произошла страшная трагедия, то самой ходовой продукцией там стал флаг США. Неужели у нас должно случиться что-то страшное, чтобы большинство россиян запомнили цвета флага своей страны? Я уж не говорю про наши школы. Раньше мы знали всех российских героев, а теперь Александра Суворова узнают по рекламному ролику. Не представители "потерянного поколения" на Манежной площади крушили все вокруг?..
- То есть вы рассчитываете, что возрождение русского постера сыграет серьезную воспитательную роль?
- Безусловно, но мы также стремимся дать заработать отечественным мастерам, нашим типографиям. Нам уже присылают работы со всех уголков страны. Из маститых авторов первым заявил о своем участии Юрий Рост.
В жюри нашего конкурса - известные люди. Например, конкурс по государственной символике возглавляет главный геральдмейстер страны Георгий Виленбахов. Ведем переговоры с экспертами Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея изобразительных искусств им А.С. Пушкина. В проведении конкурса нам оказывают огромную поддержку "Труд", журналы "Вокруг света" и "Фотомагазин". Число участников растет с каждым днем. Накопление материала продлится до ноября. Затем в течение месяца - подведение итогов. В каталог "Первого русского постера" войдут практически все авторы, приславшие работы. Плакаты победителя, получившего Гран при, мы напечатаем и распространим по школам России. Планируем проводить такой конкурс ежегодно.