- Александр Михайлович, в чем же главная цель реформы образования? Многие педагоги, причем не
- Александр Михайлович, в чем же главная цель реформы образования? Многие педагоги, причем не ретрограды, принимают ее в штыки. В чем тут дело?
- Сама практика принятия решений по такому важному вопросу, по-моему, порочна. Реформу "спускают" сверху, не потрудившись спросить, что думают по ее поводу педагоги, учителя, родители, учащиеся. Дискуссий в обществе никаких не было и нет. Зато есть множество статей в прессе, повторяющих большей частью одно мнение - министра образования.
- Вы считаете столь радикальные преобразования преждевременными?
- Я и сам много сил потратил, доказывая необходимость глубоких реформ в системе образования. Страна в социально-экономическом кризисе, и, чтобы выйти из него, парой "волшебников-экономистов" не обойтись. Сегодня необходимы миллионы умных, нравственно и физически здоровых, добросовестных людей, которые горели бы желанием трудиться на благо страны. Но ту реформу, которую нам предлагают, назвать серьезной не поворачивается язык. Опять скачем по верхам. Каждые год-полтора у нас появляется очередная безумная идея реформирования образования, и через некоторое время о ней благополучно забывают. Я даже как-то в сердцах предложил установить на Люсиновской улице, где находится Министерство образования, "памятник безвестному реформатору" и проводить тут минуту молчания.
- Вы полагаете, нынешнюю реформу ждет такая же участь?
- Скорее всего. Первой ее "ласточкой", если помните, была идея двенадцатилетней школы. В январе 2000 года в Кремлевском дворце проходило Всероссийское совещание работников образования. В зале - 5 тысяч человек. Был поставлен вопрос о двенадцатилетней школе. В ответ на вопрос: "Кто за?" - подняли руки примерно 1000 делегатов. О "воздержавшихся" не спросили. "Против" проголосовали трое. Я был в их числе. Честно говоря, был просто убит: разве можно ставить такие вопросы на голосование? Без серьезного обоснования, рассмотрения со всех сторон учеными, специалистами, без разъяснения, почему именно такой вариант является оптимальным? Через полгода идея двенадцатилетки даже многим из тех, кто в порыве эмоций поднимал за нее обе руки, стала казаться не столь очевидной. Тем не менее правительство приняло соответствующие постановления, и проект реформы был запущен. Правда, в последнее время заметно некоторое торможение. При Госсовете создали комиссию, которая должна еще раз посмотреть на все критическим оком.
Уверяю вас, в материалах, касающихся двенадцатилетней школы, нет никакой "реформы". А есть попытка под лозунгом борьбы с перегрузками распределить по двенадцати годам то устаревшее содержание образования, которое мы на сегодняшний день имеем. При этом государственные мужи с высоких трибун утверждают, что борются за здоровье детей!
Да это просто цинизм. Врачи-гигиенисты доказали: не все дети могут посещать школу с шести лет. У одних еще недостаточная масса тела, другие отстают в интеллектуальном развитии, третьи не могут долго концентрировать внимание. Но мы не учимся на ошибках - ни на чужих, ни на своих. Несколько лет назад ввели трехлетнюю начальную школу, теперь ее напрочь отвергли и дружно возвращаемся к четырехлетней. Хотя немало детей отлично осваивает программу именно за три года. Почему не сделать систему более гибкой? В свое время мы провозгласили принцип "личной ориентированности". Так, может, ему следовать?
- Министр образования Филиппов, пытаясь переубедить противников двенадцатилетней школы, обычно ссылается на западный опыт: мол, вся Европа давно так учится, а мы плетемся в хвосте.
- В западных странах нет единой модели образования. К тому же и там уже заметны негативные социальные последствия двенадцатилетки. К примеру, Франция всерьез озабочена проблемой рождаемости. Окончившие лицеи и школы великовозрастные отпрыски, как правило, еще несколько лет "ищут себя", поступают в высшие учебные заведения, устраиваются на работу и лишь к 30-32 годам начинают обзаводиться семьями. По мнению врачей, женщине в таком возрасте поздновато рожать первого ребенка. Но если для французов это проблема, то для нас - настоящая демографическая катастрофа. Мы хотим ускорить ее наступление?
Нужно, чтобы наша молодежь быстрее вступала в жизнь. А мы собираемся держать молодых людей дополнительно два года в школе. Да пока никто еще и не знает, что такое восемнадцатилетний или девятнадцатилетний школьник - при нынешних сексуальных вольностях, ранних половых контактах...
И еще. У нас в стране идет массовое уклонение юношей от воинской обязанности. Они спасаются от армии в высшей школе. Не будем себя обманывать: большие конкурсы в вузах вызваны часто отнюдь не повальной тягой к знаниям. Кроме того, соорудив сложную конструкцию двенадцатилетней школы, мы активно способствуем развитию экстерната. Очень многие будут стараться сдать экзамены экстерном, поступить в институт или университет раньше.
- Говоря о преимуществах единого государственного экзамена, министр обычно приводит в пример бедного мальчика из Якутии, который сэкономит деньги на билет в Москву, разослав по нескольким приглянувшимся вузам результаты сданного в родной школе экзамена.
- А кто-нибудь подумал о том, как этот мальчик будет потом учиться в МГУ, на что жить, питаться и на какие деньги ездить навещать своих родных в далекой Якутии? Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО) останутся пустышкой, если на порядок не вырастут средства, направляемые в сферу образования. Теперь о тестировании. Далеко не всегда знания можно проверить с помощью тестов. Существующая система выпускных и вступительных экзаменов несовершенна, но позволяет обстоятельно побеседовать с абитуриентом, убедиться в том, что он действительно знает предмет. Единый экзамен лишает такой возможности. Я уже не говорю о качестве тестовых материалов. Если бы в мои юные годы так формулировали задания, я бы ни за что не полюбил математику.
У единого экзамена есть еще одна "великая миссия", он якобы должен свести на нет коррупцию в вузах. Смехотворная логика. Брали деньги за сдачу нескольких экзаменов, теперь будут брать за один. Да и поступившего молодого человека потом можно держать на крючке: мол, не сдашь экзамен - выгоним. И он будет пять лет носить в конвертах взятки преподавателям.
- Как же, по-вашему, следует проводить реформу?
- Прежде чем к ней приступать, необходимо составить ясное представление о состоянии российского образования - со статистическими данными о зарплатах учителей в разных регионах, о количестве беспризорных детей, о фондах школьных библиотек и т.п. У нас же ужасающая нищета в школах. Даже в небедной Москве начинающий учитель с "мэрскими" надбавками получает около 900 рублей в месяц...
Очень важно, чтобы учителя, директора школ, родители, да и вообще все, кто так или иначе связан с образованием, поверили в замысел. Подлинная реформа подразумевает согласованную работу тысяч специалистов. Чтобы создать хорошие учебники, нужны годы. Обновить содержание образования нельзя росчерком пера.
- На это потребуются огромные капиталовложения. Откуда брать деньги?
- Государство, понимая важность образования, должно финансировать его на "потолке возможностей". Кроме того, нужно создать налоговое благоприятствование всем инвесторам и благотворителям, вкладывающим деньги в развитие или обеспечение сферы образования. Почему у нас до сих пор нет такого закона, непонятно. Хотя желающих помогать школе не так уж мало.
- Немалые средства из государственного кармана уже ушли на разработку проекта критикуемой вами реформы.
- Потеряны не только материальные средства, но и драгоценное время. Если бы министерство образования публиковало отчеты о том, куда и на что уходят бюджетные деньги, такого бездумного расходования не было бы.
Сейчас в мире обсуждается проблема новой экономики на передовой информационной технологии. Премьер-министр Великобритании Блэр любит повторять: главное "сырье" - не нефть и не газ, а знания. Главный ресурс страны - люди. Именно под такими лозунгами начинаются реформы в Англии, Штатах и других развитых странах. Если Россия немедленно не двинется в этом же направлении, то рискует отстать навсегда.