СЕЛЬСКИЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ МЕСТНОГО МАСШТАБА

Как удалось в аграрном районе, где нет серьезных материальных и людских ресурсов, добиться впечатляющего "демографического взрыва"? В местной администрации рассказывают - начали с того, что решили за каждого рожденного на своей территории младенца выплачивать из "местных резервов" по 10 тысяч рублей.

Деньги вроде бы небольшие. Однако по сельским меркам это годовая зарплата башкирского механизатора. Да и для района в целом сумма складывается довольно солидная - годовой бюджет села Буздяк сегодня не дотягивает до 100 миллионов рублей.
В результате вопрос решился характерным для Башкортостана административно-командным способом (исполнительная вертикаль здесь до сих пор действует). Постановлением местных властей организации всех форм собственности просто обязали выплачивать счастливым родителям эти самые 10 тысяч: половина денег - с места работы отца, вторая половина - с работы матери. Не забыли и бюджетные структуры, на счетах которых деньги обычно не водятся, создали специальный Фонд социальной поддержки населения. Для его наполнения в Буздякском районе Башкортостана каждый месяц проходят "добровольно-принудительные" субботники, средства от которых "сознательное население" перечисляет на помощь нуждающимся. В результате только с начала этого года подобным, прямо скажем, нерядовым способом собрано более 220 тысяч рублей, половина из этой суммы уже роздана детям.
Случайно я оказался свидетелем, как бюджетники Буздякского района, включая работников самой местной администрации, дружно выходят по велению начальства на прополку "стратегически важных" свекольных плантаций... Судя по этому, недостатка в добровольных пожертвованиях районный фонд социальной поддержки и впредь испытывать не будет.
- Впервые в районе наметился спад рождаемости около 10 лет назад, - рассказывает заместитель председателя райсовета Буздяка по социальным вопросам Флюра Муратова. - И уже сегодня мы сталкиваемся с последствиями этого - даже в школах стало заметно меньше детей. Раньше в сельской местности семья из 7-8 человек была обыденным явлением, сегодня молодые, как правило, останавливаются на одном ребенке.
По самым скромным подсчетам, за последние 10 лет один Буздякский район с 34-тысячным населением потерял только за счет снижения рождаемости около 1,5 тысячи человек. А сколько таких районов по всей стране - несколько тысяч! При этом глава местной администрации Ренат Шарипов подчеркнул, что в Башкирии дела обстоят еще более или менее благополучно. К примеру, за прошлый год на 1000 человек республика зарегистрировала 10,1 рождений, а Россия в целом - всего 8,7. Но неужели сложную "демографическую проблему", над которой бьются лучшие ученые страны, удалось решить столь просто и все дело только в этой единовременной премии в 10 тысяч рублей?
- Деньги тоже не помешают, - смеется учетчица колхоза "Коммуна" Насима Фатхетдинова, которую мы встретили в местном родильном доме. - Первая у меня девочка Гульшат, вчера родился мальчик, назвали Ринатом. Строим с мужем дом, держим трех коров, молоко сдаем в колхоз по 3,50 рубля за литр. Работаем много.
У 30-летнего директора крупнейшей буздякской школы Ильдара Сакаева полгода назад появилась вторая дочь. И он говорит о своих проблемах почти теми же словами.
- Зарплаты хватает только на жизнь. Жилье построить самому нереально, но есть надежда на местную администрацию - обещали помочь.
- Сегодня и на селе можно жить хорошо, - не соглашаются местные жители. - На строительство дома дают ссуду, при желании и землю можно получить, начать собственное дело. Самое выгодное сегодня - пчеловодство, овощи в теплицах выращивать...
- Уровень жизни после войны был неизмеримо ниже, - говорит в свою очередь зампред райсовета Буздяка Флюра Муратова. - Но люди верили в лучшее будущее для себя и своих детей и не боялись рожать. А сегодня во всем нашем районе менее 500 многодетных семей. Есть семьи и с девятью детьми, но это исключение из правил. Каждый старается заранее подумать о том, как его ребенок получит образование, где будет жить и работать. Поэтому решение демографических проблем я вижу, что называется, в комплексном подходе к этим тонким вопросам.