CТАЛИНГРАДСКИЙ ДНЕВНИК: УРОКИ ПРАВДЫ

Нынешнее молодое поколение россиян просто не знает зачастую, сколько славных страниц вписали в историю их деды и прадеды, какую страшную цену пришлось уплатить за то, чтобы одолеть сильного и коварного врага. В числе самых ярких эпизодов Великой Отечественной - переломное сражение под Сталинградом. Как живется сегодня бывшим защитникам города? Что думают они о новой судьбе страны, о судьбах своих и - товарищей?

На встрече ветеранов войны с главным редактором "Труда" Александром Потаповым и губернатором Волгоградской области Николаем Максютой было подписано Соглашение о деловом партнерстве. Его цель - совместное участие в реализации правительственной программы патриотического воспитания в связи с предстоящим празднованием 60-летия победы под Сталинградом. Новая регулярная рубрика -"Сталинградский дневник" - один из конкретных вкладов газеты в это благородное дело.
ПОРА БЫ ПОДВЕСТИ ИТОГ
Военный историк, директор Волгоградского музея-панорамы "Сталинградская битва" Борис УСИК:
- Основной военный экспонат Волгоградского музея - панорама Сталинградской битвы, созданная, кстати, участниками тех событий. Это не только произведение изобразительного искусства, но и своеобразный документ, запечатлевший яркие мгновения военной истории.
В музее представлено множество экспонатов, которые собирались, между прочим, начиная с осени 1942 года, когда городской комитет обороны издал специальный приказ о сохранении предметов, имеющих историческую ценность. (В этом факте тоже проявилась уверенность в победе.) В музейной тишине, в окружении немых свидетелей великого народного подвига по-иному видится и героическое прошлое, и непростое, далеко не однозначное настоящее России.
Погубив миллионы людей в одной из самых страшных битв последнего столетия, мы не сделали, на мой взгляд, до конца честных нравственных выводов их этих трагических уроков. Главный урок Сталинграда, полагаю, заключается в том, что нельзя доводить исторические обстоятельства до большой крови, постоянно задаваясь вопросом: все ли сделано, чтобы избежать этого?
Да, мы испытываем великую гордость за одержанную победу, так дорого стоившую нашему народу. Но, с другой стороны, великие жертвы привели к тому, что мы зачастую переставали ценить жизнь отдельного человека. А это же - главная социально-нравственная ценность, на основе которой только и могут сохраняться базовые опоры государства и общества. Сегодня же ко всему мы явно утратили то чувство общности, которым, безусловно, жили защитники Сталинграда, что бы там ни говорили обновители традиционных подходов. Более половины участников битвы на Волге - выходцы из республик Средней Азии и Кавказа. Уверен, что не Сталин, не компартия, а именно "почвенный", если можно так выразиться, гражданский дух тех людей, помноженный на патриотическую любовь, естественную привязанность к своей Родине, оказал, не преуменьшая полководческих заслуг, решающее влияние на исход битвы.
Похоже, мы забыли про это. В горах Афганистана, а потом и Чечни мы, наверное, растрачивали самое главное - нравственный потенциал этого единения, приобщенность к великой державе (которую мы уже и стесняемся называть великой). Тот потенциал, который складывался тысячи лет...
Еще один урок Сталинграда - урок правды. Историческую Сталинградскую битву мы долгое время показывали односторонне - "в свете решений и указаний". Удивительно, уже десять лет живем без "руководящей" и "направляющей" силы, а все никак не научимся излагать обстоятельства и события недавнего прошлого такими, какими они были.
Например, лишь недавно открылся доступ к документам, которые свидетельствуют о том, что против нас сражались не только немецкие фашисты и их ближайшие союзники, но и болгарские добровольцы, целый бельгийский добровольческий легион, два батальона испанцев, восемнадцать батальонов, сформированных на Западной Украине, восемь батальонов советских мусульман, калмыцкий кавалерийский корпус... Мы до сих пор не решаемся об этом говорить открыто. Как будто от этого полиняют масштаб народного подвига или масштаб реальной, не "дистиллированной" дружбы народов...
Еще пример. У нас есть хроника одного дня - 23 августа 1942 года, когда к Волге прорвался 14-й танковый корпус гитлеровцев. Форсировав Дон у хутора Вертячий, враг легко расправился с нашими ослабленными дивизиями и достиг северной окраины города. В тот же день немцы совершили более двух тысяч самолето-вылетов, почти безнаказанно бомбя Сталинград. Тогда под бомбами погибло около пятидесяти тысяч сталинградцев. Почему не эвакуировали население раньше? Чтобы "не распространять панику"?
Имеется и множество других вопросов к историкам. Чтобы узнать всю правду, надо активнее работать в архивах. Скажем, до сих пор ведется поиск более двухсот тысяч воинов, погибших "где-то под Сталинградом". Скорее всего они так и не будут найдены. По банальной, по сути безнравственной, причине: на поиски нет средств. А вот у немцев средства нашлись. За пять лет наши бывшие противники нашли восемьдесят тысяч своих соотечественников, погибших на территории оккупированной России. В Германии действует специальная правительственная программа, под нее выделяются немалые деньги, у нас же все спущено до уровня школьных поисковых отрядов без какой бы то ни было поддержки государства. Спасибо этим ребятам, они патриоты, но для эффективного поиска требуются иные силы. Шестьдесят лет прошло, а мы все никак не можем найти и по-божески похоронить своих защитников... К нам приезжают дети и внуки героев Сталинграда, просят показать им, хотя бы примерно, где сражался их отец или дед. Чтобы цветы было куда положить. А мы не можем - не имеем данных. Многие документы до сих пор скрыты в архивах, до которых невозможно добраться.
- И тем не менее вы называете конкретную цифру о наших потерях в Сталинградской битве - два миллиона шестьсот пятьдесят тысяч человек...
- Это число обосновано количеством потерь воинских частей, данными о гибели мирного населения. Мы считаем, что нельзя не учитывать и тех, кто был ранен на Волге, а скончался от ран в госпиталях в других регионах, погиб в гитлеровских лагерях вокруг города, был угнан отсюда или числится "пропавшим без вести". Вот так и набирается это страшное - 2 650 000 - число, которое, кстати, я никогда не встречал в печати. Понятно, что со временем цифры могут быть уточнены.
Третьим уроком Сталинграда, как мне кажется, должен стать урок патриотизма. Это понятие очень емкое (к сожалению, изрядно девальвированное), оно включает в себя и верность своей семье, и заботу о ее нравственном здоровье, и стремление знать свои родовые корни. И здесь же - любовь к "Большой Родине", уважение к своему государству, чувство общественного долга...
К сожалению, в последнее десятилетие все, что касается семьи как ячейки общества, оказалось во многом разрушено. Много ли молодых людей гордятся своими предками, которые воевали в Сталинграде, под Москвой, под Курском и Белгородом? А почему? Не потому ли, что не видят наглядного результата этих побед? Нельзя же считать таковым ту нищенскую, унизительную жизнь, которую ведет значительная часть населения страны...
Никакие указы президента или постановления правительства не смогут возродить патриотизм, если не воспитывать его "с младых ногтей". Это очень долгая и кропотливая работа. Речь идет о душах людей. Так или иначе, придется этим заниматься. Если, конечно, мы всерьез хотим возродиться как великая держава.
Загляните в школьные учебники истории. Они составлены так, будто их авторы боялись слово лишнее сказать о подвиге народа. Уму непостижимо, но о Сталинградской битве там лишь несколько абзацев. И это о битве, которая совершила коренной перелом во второй мировой войне... Об этом же говорит весь мир! Вспоминаю, как во время поездки в Великобританию мне удалось побывать в парламенте на одном из заседаний. Тони Блэр отчитывался о своей работе. Ему сказали, что в зале гости из Волгограда, и, парируя реплику одного из депутатов, он сказал: "Если бы они (жест в нашу сторону) не победили тогда под Сталинградом, вы не могли бы сейчас задавать свои глупые вопросы".
Это лишь частный пример того, как за рубежом понимают значимость Великой победы на Волге. В тех же учебниках сказано, что мы, мол, одержали эту победу, имея преимущество в живой силе и технике, к тому же мороз-батюшка помог. Удивительное незнание истории! Под Сталинградом преимущество в живой силе и технике имели не мы, а фашисты. Впервые равенства по всем боевым показателям мы достигли в сражении на Курской дуге. Но до нее еще надо было дойти. Так что под Сталинградом победили мы в основном благодаря мужеству и безграничному самопожертвованию наших людей. И таланту военачальников.
- В последнее время часто говорят о национальной идее. В Москве как-то собрали видных ученых, надеясь, очевидно, с помощью "мозгового штурма" эту идею определить. А может, ничего выдумывать не надо? Может, у нас уже есть такая идея?
- Уверен, что национальную идею можно найти только в собственной истории. Отсутствие такой идеи губительно для любого государства, особенно многонационального. Чем не замечательное проявление национальной идеи - Сталинградская битва, о которой мы с вами сейчас, спустя столько лет, говорим как о живом и вечном? Когда люди разных национальностей в едином порыве сражались за этот город, за эту вот Волгу, защищая свою страну, свою семью... Это еще один урок Сталинграда - урок интернационализма в самом реальном и высоком значении этого слова. Не только битва на Волге, но и вся многовековая история России свидетельствует, что путь к успеху один - всенародное единение ради великой и ясной для всех и каждого цели...
Вообще-то уроков Сталинграда куда больше, чем те, что мы тут затронули. К примеру, отношение государства к тем, кто защищал Волгу. Не уверен, что прав один высокий руководитель, призвавший коммерческие фирмы взять на содержание по одному ветерану в преддверии наступающего юбилея. Среди коммерсантов тоже, видимо, немало хороших людей. Но они не обидятся, если я скажу, что все-таки не коммерсантов, а свою Родину защищали эти люди. Стало быть, Родина, то есть государство, и обязано позаботиться о своих защитниках...
Приглашаем ветеранов Великой битвы на Волге поделиться своими воспоминаниями с нашими читателями.