Современная нефтегазовая отрасль за последнее время сильно преобразилась. На сегодняшний день это высокотехнологичное производство, которое все больше опирается на фундаментальную науку и инновационные разработки. Поэтому представить нефтяную промышленность без цифровизации уже очень трудно.
Технологический потенциал — это ключевой фактор эффективности и конкурентоспособности современной нефтегазовой отрасли. Цифровая трансформация коснулась практически всех ключевых бизнес-процессов начиная от разведки и добычи и заканчивая реализацией готовых нефтепродуктов. Как уже неоднократно говорили эксперты, время так называемой легкой нефти закончилось. Прошли те времена, когда достаточно было пробурить вертикальную скважину, из который затем фонтаном била нефть. Сегодня нефть нужно добывать из низкопроницаемых геологических пород, решать сложные задачи по извлечению углеводородов с больших глубин с различными осложняющими факторами. Трудноизвлекаемая нефть ставит новые вызовы перед отраслью и российскими учеными.
Одной из самых мощных научных баз в нашей стране располагает «Роснефть». В компании создан и успешно функционирует крупнейший в Европе научный нефтегазовый комплекс, в состав которого входят 30 научно-исследовательских и проектных институтов, где работают свыше 20 тысяч высококвалифицированных сотрудников. Научный комплекс позволил создать уникальную корпоративную систему для формирования, управления и решения прикладных и фундаментальных задач, стоящих перед нефтегазовой отраслью.
Важным направлением в этой масштабной работе является разработка собственных IT-разработок. «Программное обеспечение позволяет прогнозировать различные изменения в месторождениях при изменении тех или иных параметров, при проведении тех или иных работ, строить сложные скважины, проводить гидроразрыв пласта и прогнозировать, как этот гидроразрыв пласта будет протекать. И если компания сама начинает производить программные продукты, то она получает повышение эффективности работ, снижение затрат, экономию времени. Программное обеспечение является еще и важным товаром, который можно продавать другим компаниям, которые не потратили ресурсов на собственные разработки», — отмечает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Не так давно «Роснефть» заявила о выводе на рынок двух новых программных комплексов для блока «разведка и добыча»: гидродинамический симулятор «РН-КИМ» и цифровая система для анализа разработки месторождений «РН-КИН». Данные IТ-продукты являются одними из наиболее востребованных и входят в корпоративную линейку наукоемкого программного обеспечения «Роснефти».
Собственная линейка специализированных программных комплексов в области разведки и добычи — особая гордость нефтяной компании. В «Роснефти» отмечают, что нефтяная компания первая в стране создала собственное ПО в области геологии, проектирования, разработки и эксплуатации месторождений. Стоит отдельно сказать, что линейка наукоемкого ПО «Роснефти» включает 16 продуктов, 10 из которых уже можно купить. Основной разработчик наукоемкого ПО «Роснефти» — научно-исследовательский и проектный институт «РН-БашНИПИнефть». Инженеры и ученые этого института сыграли важную роль в программе импортозамещения не только для предприятий «Роснефти», но и для всей российской нефтегазовой отрасли.
«На базе нашего института развернуто 17 лабораторий и девять специализированных институтов — центров развития компетенций в наиболее актуальных областях. То есть внутри предприятия развиваются направления, в рамках которых разрабатываются прорывные технологии, рождаются патенты, проводятся семинары для обмена опытом на российском и международном уровнях. Синергия многолетних традиций и инновационных подходов к производственным задачам позволяет нам предлагать нестандартные прорывные решения», — говорит генеральный директор «РН-БашНИПИнефть» Михаил Рязанцев.
Что же представляют из себя новинки наукоемкого ПО? В компании пояснили, что программный комплекс «РН-КИН» позволяет оперативно анализировать любую геологическую и технологическую информацию о скважинах и месторождениях, а также проводить сложные инженерные расчеты для оптимизации работы пласта и повышения нефтеотдачи. Это один из немногих IТ-продуктов, в котором реализуется полный цикл цифрового моделирования — от планирования до интерпретации результатов и технико-экономической оценки проекта.
В состав «РН-КИН» также входят 10 дополнительных модулей, которые можно приобрести по отдельности в зависимости от стоящих производственных задач. Например, модуль прокси-моделирования газового промысла прогнозирует добычу газа с учетом газораспределительной сети. Модуль исследования скважин используется для сопровождения процесса геофизических исследований.
Разработчики «РН-КИН» применили лучшие алгоритмы и методики анализа, испытанные на предприятиях «Роснефти» и адаптированные под российские условия. Благодаря этому программный комплекс имеет ряд уникальных конкурентных преимуществ. Среди них — проведение оценки базовой добычи на месторождении всего за 5 минут, возможность создания быстрых 2D-моделей фильтрации в пласте для экспресс-анализа выработки запасов углеводородов и работы системы поддержания пластового давления. Кроме того, в отличие от зарубежных аналогов, «РН-КИН» проводит автоматическую оценку запасов углеводородов как по международным, так и по российским стандартам.
Данный программный комплекс уже более 15 лет успешно применяют в работе геологи, инженеры и специалисты по концептуальному проектированию нефтяной компании. В настоящее время программный комплекс используется на 40 предприятиях «Роснефти» и насчитывает более 3 тысяч пользователей.
Другая новинка — симулятор «РН-КИМ». Он предназначен для создания гидродинамических моделей всех типов месторождений. Модели учитывают геолого-промысловую информацию о месторождениях и позволяют прогнозировать работу скважин. К уникальным особенностям «РН-КИМ» относится высокоточная модель расчета продуктивности скважин с трещинами гидравлического разрыва пласта (ГРП), горизонтальных скважин с многостадийным ГРП.
С 2014 года «РН-КИМ» активно используется во всех корпоративных институтах и нефтегазодобывающих предприятиях «Роснефти» для подсчета извлекаемых запасов и прогнозирования добычи углеводородов. За последние четыре года число создаваемых в «РН-КИМ» моделей месторождений удвоилось и по итогам 2021 года впервые превысило 2 тысячи. В настоящее время более 85% гидродинамических моделей «Роснефти» создается именно с помощью данного программного комплекса. И это, кстати, дает еще и экономический эффект. Только за 2021 год компания сэкономила более 380 млн рублей.
Ранее «Роснефть» уже вывела на внешний рынок семь собственных разработок: «РН-СИГМА», «РН-ГЕОСИМ», «РН-ВЕКТОР», «РН-ВИЗОР», «РН-ГОРИЗОНТ+», RN-ROSPUMP и «РН-СИМТЕП». Таким образом «Роснефть» успешно реализует программу импортозамещения в высокотехнологичной области для решения производственных задач. Очевидно, что создание подобных высокотехнологичных продуктов — результат долгих лет работы в направлении IT-независимости. «Роснефть» сработала на опережение, создав собственное программное обеспечение еще до введения санкционных барьеров.
«У нашего ПО есть ряд серьезных преимуществ. Во-первых, это защита от санкционных ограничений. Во-вторых, технологическая безопасность: российские компании, применяющие наши программные комплексы, могут быть спокойны в отношении сохранности своих данных, для работы ПО не требуются иностранные сервера. В-третьих, мы гарантируем, что при создании нашего ПО использованы самые современные IТ-технологии, ноу-хау в области высокопроизводительных вычислений и методы искусственного интеллекта. Также мы открыты для пожеланий от пользователей и максимально оперативно внедряем необходимый функционал, позволяющий улучшить работу наших продуктов», — отмечает заместитель генерального директора «РН-БашНИПИнефть» Максим Волков.
Стоит отметить, что программное обеспечение, созданное специалистами «Роснефти», очень востребовано за рубежом. Компания уже реализовала ведущим нефтесервисным и нефтегазовым компаниям более 400 коммерческих лицензий на использование первого в Евразии симулятора гидроразрыва пласта «РН-ГРИД», 140 академических лицензий данного комплекса передано вузам — партнерам компании. Внедрение собственного симулятора для проектирования операций ГРП обеспечило полную технологическую независимость «Роснефти» от зарубежных программных комплексов в области инженерных расчетов для гидроразрыва пласта.
Программный комплекс «РН-ГРИД» был создан в 2017 году в рамках реализации цифровой стратегии «Роснефти» специалистами «РН-БашНИПИнефть». Симулятор позволяет точно описывать сложную геометрию трещины, возникающую в породе при проведении ГРП — технологии, без которой невозможна добыча трудноизвлекаемых запасов. С применением симулятора рассчитано более 21 тысячи дизайнов гидроразрыва пласта. Программный комплекс стоит существенно дешевле зарубежного ПО. Появление на российском рынке отечественной разработки привело к усилению конкуренции и снижению цен на зарубежные аналоги.
«Для нас уровень цифровизации определяется прежде всего успехами в разработке сложного наукоемкого и инженерного программного обеспечения. В этом нам удалось достигнуть серьезных результатов. По нашим оценкам, эффект от внедрения и промышленного использования собственных IT-продуктов, по данным на 1 января 2022 года, превысил 1,5 млрд рублей. В связи с высоким спросом со стороны крупных российских компаний «Роснефть» приняла решение помочь предприятиям отрасли в достижении технологической независимости и вывела на рынок собственные программные комплексы», — резюмирует заместитель генерального директора «РН-БашНИПИнефть» Максим Волков.
Чтобы раскрыть все уникальные возможности программных комплексов, «Роснефть» с 7 по 29 июня проведет целую серию онлайн-вебинаров для нефтедобывающих и сервисных компаний. Участники специальных семинаров смогут не только познакомиться с интерфейсом ПО, но и узнать об условиях и вариантах получения лицензий, в том числе тестовых.
В «Роснефти» отмечают, что по техническим характеристикам собственное программное обеспечение значительно превосходит зарубежные аналоги при более низкой стоимости. Программные продукты используются в том числе для решения сложнейших задач, связанных с освоением трудноизвлекаемых запасов нефти.