По мере приближения счастливого момента общего снятия карантина в Европе во весь рост встает вопрос, как преодолевать последствия мировой рецессии. Казалось бы, выход очевиден: объединить усилия государств, снять препоны на пути международной торговли и экспорта капиталов, с тем чтобы рынки ожили, количество рабочих мест возрастало, трансграничное сотрудничество укреплялось. Но это в теории. А на практике все огородились, континент захлестнула волна неслыханного протекционизма, а свободный рынок и правила ВТО похоронены.
Власти ЕС в последние годы были одержимы опаской: иностранцы вовсю воруют европейские ноу-хау в таких стратегических областях, как наука, транспорт, энергетика, космос и телекоммуникации. Европейские компании за 15 лет вложили 24,7 млрд долларов в научно-исследовательскую деятельность, а инвестиции Китая в НИОКР просели в прошлом году до 200 млн долларов с максимума в 12,5 млрд. В этом, как отмечают аналитики, есть и вина Германии, которая блокировала китайские проекты в чувствительных отраслях. Вот тебе свобода торговли и «Шелковый путь»!
ЕС должен принять более состоятельную стратегию, чтобы вести дела со все более настойчивым Китаем, заявил на днях шеф европейской дипломатии Жозеп Боррель. По странному совпадению того же требуют от европейцев и США. Покидающая ЕС Великобритания первой последовала установкам Трампа на сдерживание «китайской экспансии». Лондон вмешивается в отношения хозяйствующих субъектов так, будто речь идет о Британской Социалистической Республике с командной экономикой. Китайская компания Canyon Bridge, филиал инвестфонда China Reform, попыталась было перенести в Китай штаб-квартиру принадлежащей ей английской фирмы Imagination, ведущего производителя графических карт для трети всех мировых смартфонов. Но ей британцы не дали это сделать, наплевав на собственные законы о частной собственности и свободе предпринимательства. Министр иностранных дел Доминик Рааб воинственно заверил: «Бизнеса как всегда с Китаем больше не будет!»
Америка сама развязала войну санкций против КНР. К тому же призывает и генсек НАТО Столтенберг, хотя правила торговли и инвестиции — явно вне его компетенции. Однако еще в январе единая Европа, задумавшая ускорить свой рост за счет внешних вливаний, планировала заключить в этом году с китайцами соглашение о взаимной защите инвестиций. До подписания инвестиционного пакета Пекин должен предоставить европейским компаниям равные условия при ведении бизнеса в Китае, что предполагает изменение законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Пекин обозначил в декабре 2019 года, что соглашение с ЕС должно позволить китайским технологическим фирмам свободно работать на территории Евросоюза, чтобы открыть европейский рынок для технологии 5G, продвигаемой Huawei. А теперь ее травят американские законодатели почем зря.
В апреле в интервью газете Financial Times еврокомиссар по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер прямо предложила странам-членам выкупить пакеты акций в некоторых компаниях, чтобы: не допустить их продажи Китаю. Дескать, на фоне пандемии важно контролировать скупку ослабленных компаний «инвесторами не из ЕС» и препятствовать уходу под чужую юрисдикцию компаний, играющих ключевую роль для здравоохранения и безопасности Европы: Сразу вспоминается, как европейские и американские инвесторы скупали в 1990-е то, что оставалось в СНГ от советской промышленности и науки, и тогда распродажа ключевых предприятий объяснялась «свободой предпринимательства» и правилами ВТО. Интересно, почему Запад о них забыл, когда дело касается его экономики?
Франция нынешней весной законодательно запретила все сделки по продаже иностранным фондам более 10% акций компаний (ранее лимит составлял 25%). Ограничение не касается лишь инвесторов из стран ЕС. Обычно благосклонная к китайцам ФРГ расширила список ключевых отраслей, куда иностранные инвесторы получат доступ лишь после глубоких проверок соответствующими немецкими ведомствами. Как написал влиятельный журнал Spiegel, теперь «Ангела Меркель и Евросоюз попали в ловушку между Китаем и США». В условиях кризиса Меркель хочет сделать отношения с КНР ключевой темой своего шестимесячного, начиная с июля, председательства в Евросовете, Канцлер даже запланировала назло американцам саммит 27 лидеров ЕС с беспрецедентным участием Си Цзиньпина. Там должно быть подписано и соглашение по инвестициям. Но для этого ей придется прямо нарушить трансатлантические установки «старшего брата» на сдерживание Китая. «От COVID-19 подскочила температура отношений между США и КНР, уязвимость Запада от этого только возросла», — цитирует Spiegel высокопоставленного чина правительства ФРГ.
А в это время
Пандемия разделила страны и международные союзы, но тут вдруг явилась объединяющая идея: всю Европу охватила волна акций протеста против расовой дискриминации и полицейского произвола. По городам, далеким от Миннесоты, где коп задушил темнокожего, катится волна беспорядков, пожаров и грабежей — теперь это называется солидарностью. Десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы в Лондоне. В Бристоле монумент филантропа и работорговца Эдварда Кольстона сбросили с постамента в реку. В Брюсселе громили на улице витрины бутиков — их угомонили только водометами. Похожая картина в Швеции... А вы говорите, сердца нынче глухи к чужой беде.