С 17 июня в Эрмитаже начнет работу грандиозная выставка древнеегипетского искусства
В России давно не было столь масштабных выставок древнеегипетского искусства. Глядя на красочные постеры зарубежных музеев, которые то и дело выставляют сокровища фараонов, реликвии затонувших городов и таинственные предметы, сопровождавшие египетские мумии в загробный мир, оставалось только мечтать, что и мы когда-нибудь сможем все это увидеть воочию. И вот свершилось: с 17 июня в Государственном Эрмитаже на семь месяцев открывается грандиозная выставка «Нефертари и Долина цариц», в рамках которой будет выставлено более 250 шедевров из собрания знаменитого Египетского музея в Турине (Италия).
«Нефертари была главной и самой любимой женой одного из самых могущественных царей Египта — Рамсеса II, — рассказывает „Труду“ Виктор СОЛКИН, известный египтолог, автор многих публикаций, посвященных памятникам эпохи Рамсеса II и его преемников. — Она вышла замуж за царя совсем юной, лет в 15. Имя Нефертари означало „самая прекрасная“. Рамсес всячески превозносил жену, велел ее изображать рядом с собой на стенах столичных святилищ и посвятил ей целый храм, высеченный в скале в Абу-Симбеле. Надпись на фасаде гласит: „Та, ради которой светит солнце“... Увы, на 25-м году правления Рамсеса II Нефертари умирает. Тело красавицы было забальзамировано и помещено в гробницу в специальном некрополе в Фивах (современный Луксор). Там находили последнее пристанище царские жены и дети. Усыпальница царицы была сделана лучшими мастерами: более 500 квадратных метров стен покрыты тончайшими, ярко расписанными рельефами. Сюжет этой невероятной декорировки — посмертное путешествие Нефертари в загробный мир».
В 1904 году гробницу Нефертари обнаружил итальянец Эрнесто Скьяпарелли. Гробница, увы, была разграблена, от мумии царицы остались только изящные, покрытые черной смолой ноги. То, что не утащили древние воры, археологи увезли в Турин. И вот на выставке, которую итальянцы привозят в Эрмитаж, — личные вещи царицы, магические амулеты, редчайшие предметы из гробницы, а также целая вереница поражающих воображение памятников этого времени, включая колоссальные скульптурные изображения Рамсеса II.
Несмотря на то что гробница Нефертари сохранилась лучше многих других усыпальниц, она сильно пострадала уже в XX веке. Многие части росписей обрушились и сохранились лишь на снимках, сделанных в начале столетия. Но, как оказалось, можно победить время, используя новейшие технологии. На основе более чем 2,5 тысячи фотографий стен гробницы, сделанных в разное время, известный российский дизайнер Андрей Плаксин создал уникальную трехмерную реконструкцию гробницы. И мы можем увидеть шедевр таким, каким его завершили египетские мастера около трех с половиной тысяч лет назад.
Ты буквально погружаешься в подземелье, видишь нетронутую тленом и временем красу древней царицы, тысячи иероглифов, фигуры богов и духов загробного мира — и все это под потолком, усеянным звездами ночного неба. Работа титаническая, уже вызвавшая восторг египетского Министерства древностей и просто пользователей в Сети: у предварительных роликов проекта «Гробница Нефертари» — более 1,5 млн самых восторженных откликов.
14 июня в Санкт-Петербурге авторы на открытой лекции представят итоги проекта, осуществленного при поддержке московского центра египтологии и востоковедения — Библиотеки им. М.А. Волошина. «Я очень признателен коллегам и друзьям, — говорит Андрей Плаксин. — Все они помогали проекту, который высоко оценили ведущие египтологи Франции, Италии и самого Египта, причем совершенно бесплатно...»
В начале XX века русская египтология была одной из лучших в мире, теперь нашим ученым приходится догонять европейских коллег. Однако такие проекты, как этот, говорят о потенциале нашей науки. Как утверждал великий русский востоковед академик Борис Тураев, истоки любого явления современной жизни, если их хорошенько поискать, приведут в Древний Египет...