Эта документальная лента посвящена главному триумфу авиации XX века — сверхдальним трансполярным перелетам, которые совершили экипажи Чкалова и Громова
Валдис Пельш хорошо знаком телезрителям по развлекательным телевизионным программам и викторинам как яркий и самобытный шоумен. Но многие уже познакомились с ним, как с талантливым документалистом и настоящим экспертом истории авиации. В 2015 году на Первом канале состоялась премьера его четырехсерийного документального фильма под названием «Люди, сделавшие Землю круглой», посвященного главному триумфу авиации 30-х годов — сверхдальним трансполярным перелетам экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова.
В канун 50-летия телеведущий презентовал новую масштабную картину «Полярное братство», посвященную сотрудничеству советских и британских летчиков в Заполярье осенью 1941 года. Также в ближайшее время зрители телеканала «Моя Планета» увидят уже вышедшие в эфир Первого канала фильмы Валдиса Пельша: «Люди, сделавшие Землю круглой», «Самый умный в мире небоскреб» и «Алтай. Путешествие к центру Земли» на «Моей Планете».
— Валдис, ваша любовь к теме авиации, к парашютному спорту известна вашим поклонникам давно. Но все же на телевидении мы привыкли видеть вас в жанре развлекательном. Что привело вас в документалистику?
— Яуже не раз говорил, что всему виной мое философское образование. У меня особое отношение к истории, и мне всегда хотелось этим отношением поделиться. Авиация — моя детская любовь, но желание делать кино, выбор сюжетов для наших картин прежде всего зависит от значения того или иного исторического события. Мои картины — не только про авиацию. Как автор, я понимаю, что если это будет неинтересно зрителю с точки зрения фактуры, событийности и людских историй, то и смотреть это не будут, стало быть и снимать нечего. В моих картинах затронуты темы, которые могут зацепить любого человека, потому что прежде всего это истории людей.
— И что говорят рейтинги?
— Те, кто думает, что документальное кино сегодня не востребовано, глубоко ошибаются. Я действительно наблюдал за рейтингами линейки документального кино — хорошего документального кино — и понял, что людям это интересно нередко даже больше, чем сериалы или художественные картины. Поэтому я буду продолжать, впереди три фильма, которые уже находятся в производстве, и с авиацией они не связаны. Что касается авиационной темы, пока у нас есть картины «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие» —о бомбардировках германской столицы в начале Великой Отечественной войны группой полковника Преображенского; «Полярное братство» — надеюсь, это фильм скоро выйдет в эфир Первого канала; наконец лента «Люди, сделавшие Землю круглой».
— И кто же эти люди, сделавшие Землю, круглой?
— Здесь речь о главном триумфе авиации ХХ века — сверхдальних трансполярных перелетах, которые совершили экипажи Героев Советского Союза Чкалова и Громова. Мы хотели рассказать истории людей, «обреченных на подвиг».
То, что сделали экипажи Чкалова и Громова — это абсолютный триумф, сравнимый, мне кажется, только с полетом Гагарина. Это успех, которому весь мир аплодировал стоя, признавая абсолютную инновационность технологий и лидерство советских летчиков. И это не только технологии, прежде всего это люди, их смелость, верность своему призванию, уверенность в своих силах. Весь мир мечтал о таком прорыве, но реализовать его смогли только экипажи Чкалова и Громова.
— Высказали, что для вас всегда было важным поделиться своим отношением к истории, сделать ее интересной для зрителя. Что вы хотела донести до зрителя этой картиной?
— Нам хотелось, чтобы эти два величайших перелета и третий трагический перелет Леваневского стали именем собственным, понятным любому жителю нашей страны, особенно молодежи. Также очень важно лично для меня было восстановить справедливость, потому что чкаловский перелет, не знаю отчего, известен гораздо больше, чем перелет Громова, который собственно и установил этот самый престижный рекорд в авиации —рекорд дальности полета по прямой. Я уверен, что картину будет интересно смотреть, потому что это своего рода детектив, история соревнований нашей страны — совсем миром и двух экипажей — громовского и чкаловского — между собой. В этом соревновании был явный лидер. И не Чкалов, как многие из нас думают, а Громов. Опять же мы говорим: «Чкалов — Громов , Громов — Чкалов», но забываем (а многие из нас и не знают), что были еще Байдуков, Беляков, Юмашев, Данилин... В конце концов из 64 часов перелета Москва — Ванкувер 42 часа за штурвалом был Байдуков, он вел самолет вслепую в облаках, потому что Чкалов не умел так водить машину по приборам. Нам хотелось рассказать об этом красивом большом отрывке истории, который начинается в 34-м году, а в 37-м году происходят вот эти три знаменитые взлета — в июне, июле, августе, причем третий перелет Леваневского заканчивается трагически. В этом году исполняется 80 лет с даты этих великих событий, и для меня важно напомнить еще об одном факте — самолет экипажа Леваневского до сих пор так и не найден... Мне хотелось всколыхнуть интерес к поискам самолета и экипажа М-209. Для этого нужна господдержка, это долгая и кропотливая поисковая операция, но нам кажется, что эти герои, пропавшие во время перелета, заслуживают того, чтобы их нашли. Пока этого не произошло...
— Валдис, перейдем к самому актуальному на данный документальному проекту — картине «Полярное братство». Насколько знаю, вы недавно закончили съемки, и в ближайшее время должна быть премьера на Первом канале...
—Это большое кино о маленьком эпизоде войны. О первых месяцах Второй Мировой, о героической обороне одного из главных блокпостов СССР с моря и главной на тот момент цели Гитлера — Мурманска.
История о дружбе, героизме и взаимовыручке 400 британцев: летчиков, инженеров, техников и прочих военных специалистов 151-го авиакрыла Королевских ВВС, которые были отправлены Черчиллем, чтобы помогать нам «бить фашиста». 20-летние парни привезли нам знаменитые британские истребители «харрикейны» и в рамках операции «Бенедикт» учили летать на своих самолетах русских летчиков 72-го смешанного авиаполка Северного флота под командованием Бориса Сафонова. Мы разыскали свидетелей тех событий— двух британских летчиков и одного инженера-техника, интервью и рассказы которых из первых уст вы сможете также увидеть в нашем фильме.
— Каквы их нашли, легко ли они согласились на съемки?
—Их нашла продюсер Елена Потанина. Она связывалась с представителями ВВС Великобритании и посольства России в Лондоне. Их помнят и чтут и в Великобритании, и в России. 31 августа в Архангельске проходили памятные мероприятия по случаю 75-й годовщины прихода первого конвоя «Дервиш», вместе с которым они и прибыли в СССР в 1941 году, Вик Бешфорд был в числе почетных гостей. Тим Элкингтон недавно был принят английской королевой.
Когда мы объяснили, кто мы и зачем, они с радостью согласились на съемки. Эти душевные беседы с «летающими дедушками», как мы их ласково прозвали — самые трогательные моменты съемок. Вспомнить то, что произошло с тобой в 20 лет, снова пережить все это в памяти... Мы все получили огромное удовольствие. Они были искренни, не было лукавства, не было вот этой позиции, что сейчас отношения наших стран оставляют желать лучшего. Они общались с нами так, как они общались с летчиками 72-го смешанного авиаполка, как общались с Борисом Сафоновым. Честно, дружелюбно, откровенно. Люди, совершившие героические поступки в 20 лет... Это и было нашей целью — рассказать зрителю об этой странице истории, возможно, кому-то незнакомой. Чтобы зритель оценил подвиг людей — и с советской, и с британской стороны,— которые воевали в Заполярье. Надеюсь, что после просмотра таких картин у нас будет меньше проблем с военно-патриотическим воспитанием...
— Сложно было раскопать только информации , снимать на секретных объектах?
— Самая большая сложность, как обычно, была в поиске финансирования, гранта Русского географического общества нам не хватило, но мы получили финансирование от компании «Транснефть» и только тогда поняли, что можем приступить к реализации такого масштабного международного проекта. Все остальное — работа с архивами, хроникой, съемки на секретных объектах «Ваенга-1» и «Ваенга-2» — сложностей не составило. Нам все разрешили, правда, под присмотром сотрудников «Гостайны России», чтобы в кадр не попало то, что не должно попасть... Но об этом я вам рассказывать не буду! (смеется) У нас остались прекрасные впечатления от съемок в Мурманске и в Англии, где нам разрешили снимать в том самом «Бункере Черчилля» в знаменитом «Imperial War Museum».
— Я знаю, что в фильме использована потрясающая графика. Кто работал над ней? Что оказалось самым сложным с точки зрения визуализации проекта?
— Мы контролировали все этапы, нам помогали специалисты, мы четко отсекали все отклонения. Единственное, и мы это признаем, мы допустили всего две условности. Расстояние между самолетами гораздо меньше, чем в реальном бою, иначе бы мы видели только один самолет, второй был бы размером с жука. Это тонкость визуализации. Второе — мы увеличили дымность очередей примерно на 25 процентов для придания зрелищности. В остальном мы все соблюли, никто из специалистов, глядя картину, не скажет, что у нас в эпизодах 41-го года летает, например, самолет 44-го года выпуска. Мы в этом щепетильны. Те, кто посмотрели картину, сказали, что графика соответствует голливудской, а фильм смотрится на одном дыхании. Посмотрим, что скажет зритель.
— Ваша любовь к истории авиации и небу получила продолжение не только на экране, но и в жизни. Вы ведь давно профессионально увлекаетесь парашютным спортом?
— Да, меня всегда влекло небо. И в самый свой первый прыжок я почувствовал, как это здорово. Дыхание, воздух, свободное падение. Это были замечательные ощущения. Но постепенно, конечно, приходит навык, появляется подсчет прыжков, наблюдения за техникой. Я уже говорил, что после совершения прыжка вы не становитесь другим человеком, вы лишь приобретаете определенные навыки. Хотя есть те, кто никогда не решится на второй прыжок, все-таки определенная смелость и скажем так, мироощущение, необходимы для этого увлечения.