Каждый россиянин выложил из кармана больше тысячи рублей на особые экономические зоны, которых в глаза не видел
Президент Владимир Путин распорядился прекратить создание новых особых экономических зон, а 10 уже созданных — закрыть. Случай уникальный, хотя причина обычная: за последние 10 лет на 33 уже имеющиеся в России ОЭЗ из госбюджета потрачено 186 млрд рублей. Немалая часть перекочевала в личные карманы вороватых чиновников и их сообщников без всякой пользы для развития страны.
Три года назад полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе в ранге вице-премьера Юрий Трутнев, заступив на должность, заявил о том, что одна из главных задач — создание на Дальнем Востоке особой экономической зоны, которая соответствовала бы мировых стандартам.
«Надо честно признаться, что наши особые экономические зоны неконкурентны, по целому ряду основных показателей они существенно уступают особым зонам наших соседей, — справедливо заметил полпред. — Соответственно, нам надо создать новую оболочку правовую, создать новую особую экономическую зону, которая бы соответствовала лучшим мировым стандартам. По налогам, транспортным издержкам, административным барьерам, то есть по всем основным показателям...»
Но почему-то в России за что чиновники ни берутся, а все «пулемет получается». Вот и с особыми экономическими зонами (ОЭЗ): хорошего выходит мало, а плохого — пруд пруди. Нынешние проверки ОЭЗ были вызваны проверками Счетной палаты и обращениям активистов Общероссийского народного фронта. Глава контрольного управления президента Константин Чуйченко, подготовивший на эту тему специальный доклад, привел потрясающие цифры: с 2006 года на 33 российские ОЭЗ потрачено 186 млрд рублей. А отдача почти впятеро меньше: налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд рублей. Вместо райского сада получилась черная дыра.
Но ведь нет там и внутреннего развития, гарантирующего перемены к лучшему в будущем. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд рублей), а рабочих мест за все время существования ОЭЗ было создано всего 18 тысяч. Получается, что каждое из них обошлось российскому бюджету в 10 млн рублей — среднюю зарплату в РФ за 25 лет. Всем бы нам попасть в такую зону!
Учтем: эти деньги изъяты из других российских регионов — каждый житель нашей страны, включая грудных младенцев, выложил из своего кармана на создание ОЭЗ больше тысячи рублей. И, получается, без всякой пользы для страны.
Удивительно, что на этих территориях открывается мало уголовных дел по фактам хищений бюджетных средств. Как сказано в материалах контрольно-аналитического управления, в правоохранительных органах находится пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн рублей, предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области. Независимые эксперты считают, что причиной тому — непонятные правила функционирования территорий, выведенных из-под действия многих существующих российских законов. Старые механизмы учета и контроля сломаны, новые не созданы. А результат прежний: «жмем на кнопку — не работает».
Причина зачастую простая: деньгам быстро находят другое применение. В докладе Константина Чуйченко сообщается, что «несогласованность управленческих решений» приводит к «неэффективному использованию бюджетных средств», а президент Владимир Путин недавно узнал, какого рода эта «неэффективность». Оказывается, выделенные из бюджета на реальное производство и организацию деньги «просто сидят на счетах в банках и крутятся для получения соответствующих прибылей, непонятно куда идущих...».
В Минэкономразвития, однако, ОЭЗ по-прежнему считают инструментом технологической модернизации. «И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы последних избегать. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб» — это из официального сообщения министерства.
Вот только в ведомстве забыли главное: ОЭЗ создавали как плацдармы для отработки перемен по всей стране — административных, экономических, социальных, управленческих. Чтобы в результате вся Российская Федерация пришла к соответствию лучшим мировым стандартам по всем направлениям жизни и деятельности. Однако никаких зримых перемен нет — они просто-напросто не разработаны, не испытаны и не предложены.
Теперь в экономических зонах приходится начинать все заново. По поручению курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Козака, Минэкономразвития должно до 17 июня представить в Белый дом проект доклада президенту по этой проблеме. И далее сообщать о прогрессе (или его отсутствии) раз в полгода.
А Константину Чуйченко и контрольному управлению, как говорится, флаг в руки. Им найдется немало работы в других российских закоулках — таких как «Сколково», «Роснано» и прочие «черные дыры» отечественной экономики.