Алексея Жаркова не вспомнили на «Кинотавре», где в свое время был показан фильм «В городе Сочи темные ночи»
Он ушел тихо, как и жил. Народный артист России Алексей Жарков накануне своего ухода попросил родных не устраивать прощания в Доме кино или в Театре Ермоловой, где он долгие годы служил, не хлопотать о престижном московском пантеоне, куда «не зарастает народная тропа». Его похоронили на Покровском кладбище в Подмосковье, недалеко от дачи, где Алексей жил и восстанавливался после инсульта, который несколько лет назад прервал его кинокарьеру.
Алексей Жарков был удивительно скромным, негромким, даже застенчивым человеком, хотя цену себе как актеру знал. Но не в денежном, материальном выражении. Как-то мы сидели с ним в одной киношной компании, которая обсуждала звездные актерские гонорары в 10, а то и 15 тысяч долларов за съемочный день. Он тогда не проронил ни слова. Но по его потрясенному молчанию, по его глазам было понятно, что даже десятую часть таких денег он никогда у продюсеров не просил, а они не предлагали.
А ведь Жарков был настоящей звездой на протяжении нескольких десятилетий, просто был напрочь лишен звездных замашек. Обладая не самой выигрышной, простецкой внешностью, он не претендовал на роли героев-любовников, не тщился прослыть секс-символом, но в каждом фильме, где появлялся хотя бы на несколько минут, врезался в память намертво, его нельзя было забыть. Недаром Жаркова с 60-х годов прошлого века любили и ценили режиссеры самого первого ряда: Динара Асанова, Кира Муратова, Алексей Герман, Станислав Говорухин, Вадим Абдрашитов, Карен Шахназаров, Александр Митта, Николай Досталь, Владимир Бортко, Сергей Бодров, Алла Сурикова, Василий Пичул, у которых он снимался, и часто не по одному разу.
На счету Жаркова яркие, выразительно очерченные, подробно проработанные роли в таких знаменитых фильмах, как «Жизнь Клима Самгина», «Город Зеро», «Торпедоносцы», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!», «Прохиндиада», «Блондинка за углом», «Десять негритят», «Узник замка Иф», «Криминальный талант», «Палата № 6»: А всего он сыграл порядка 130 ролей за почти 50 лет служения кино. Чаще всего играл простых людей, неслучайно его фильмография пестрит такими ролями, как «официант Коля», «грузчик Руслан», «строитель Алексей», но воплощал он на экране и крупных исторических персонажей — князя Долгорукова, шефа жандармерии Бенкендорфа, видного партийного деятеля Мехлиса и даже самого царя-батюшку Ивана Грозного. Творческий диапазон Жаркова был, кажется, неисчерпаем.
Всякий большой талант лишен самодовольства, самоуспокоенности. «Может, я покажусь банальным, но у меня все роли любимые. Моя профессия — моя страсть. Вкладываю душу даже в самый маленький эпизод и ни к чему никогда не отношусь плево, — любил повторять актер, добавляя, что он по натуре «самоед», «самокопатель», каковым был и остался до конца своей преждевременно оборвавшейся жизни.
В последние годы Жарков не снимался в кино, по словам его жены Любови и дочери Анастасии, отказывался от материальной помощи. Он принимал у себя только близких друзей, которые знали к нему дорогу. Алексей чурался интервью, не хотел шумихи вокруг своего имени — и на этом пути преуспел. Кажется, даже излишне.
Когда пришла весть о смерти Алексея Жаркова, в этот день как раз открывался сочинский «Кинотавр», на котором присутствовал «цвет российского кино». Все информационные ленты и телевизионные программы сообщили о скорбной новости, но на пафосной церемонии открытия фестиваля никто не вспомнил о великом труженике и большом таланте Алексее Жаркове, не сказал ему со сцены последнее прости. Хотя в его фильмографии, по иронии судьбы, есть даже фильм «В городе Сочи темные ночи», который в свое время был показан на «Кинотавре». Именно в Сочи, именно на «Кинотавре» актера не вспомнили.
Что ж, пусть эта вопиющая бестактность останется на совести организаторов нынешнего фестиваля. А роли и фильмы Алексея Жаркова останутся на экране, в нашей памяти и в живой истории отечественного кино.