Анатолий Белый: «Думая о детях, хотел только сына»

У актера Анатолия Белого на нынешнем фестивале «Кинотавр» сразу две премьеры

У актера Анатолия Белого на нынешнем фестивале «Кинотавр» сразу две премьеры — конкурсный фильм Клима Шипенко «Кто я?» и фильм-закрытие «Багровый цвет снегопада», последняя картина Владимира Мотыля. Во МХАТе имени Чехова тоже две премьеры по русской классике и две главные роли — в «Дуэли» по Чехову и в «Обрыве» по Гончарову.

— Анатолий, в основе сюжета фильма «Кто я?» — заметка из севастопольской газеты. Каков жанр этого фильма, кто ваш герой?

— История, рассказанная в картине «Кто я?», детективная, а жанр я бы определил как психологический детектив. Есть интрига, загадка, вокруг которой и вертится вся картина. Я играю следователя, который ищет убийцу. Когда режиссер предложил мне эту роль, то сначала я удивился, а потом понял, что такого человека раньше не играл.

У моего героя есть и любовная линия — правда, в прошлом, с героиней Виктории Толстогановой, кстати, журналисткой, — и настоящая жизнь. Мне кажется, и типажи, и сама история очень узнаваемы и реалистичны.

— Думаете, что кто-то из настоящих сыщиков в вашем герое узнает до боли знакомые ему черты?

— Абсолютно, особенно в глубинке, а действие фильма происходит в Севастополе. На мой взгляд, между следователем в провинции и следователем в Москве все-таки есть разница. Правда, я общался со следователями в Москве, тогда как в глубинке с милицией близко не сталкивался. Один мой друг-милиционер давал мне ценные советы, которые мне очень пригодились для роли.

Даже предлагал в засаде посидеть с оперативниками, на допросе побыть в качестве наблюдателя. Но мне нужны были не оперативники, а этакий следователь-интеллектуал. У нас были репетиции, консультанты, что сейчас в нашем кино — редкость. Я ходил к следователям, и мы все детально прорабатывали. Было важно, как следователь ходит, как говорит, как смотрит, даже как курит.

— Неужели следователи как-то особенно курят?

— Да! Каждый из нас курит по-своему. А по тому, как человек держит сигарету, психолог может многое о нем рассказать. Пусть даже детали мелкие, но они очень важны для создания образа. В телевизионном формате, конечно, подробного вхождения в материал нет. Еще поэтому мне было очень интересно работать с Климом Шипенко.

— Легендарный Владимир Машков мне тоже рассказывал, что он предпочитает досконально узнать профессию персонажа, которого играет, и что довольно часто тот, кто его обучает ремеслу героя, будь это машинист паровоза или летчик, в дальнейшем становится его другом. Наверное, такое погружение в сферу деятельности персонажа присуще воспитанникам мхатовской школы.

— Понятие школы давно уже стерлось. Хорошо это или не очень, но в настоящее время выпускник Щепкинского училища мало чем отличается от мхатовца. По крайней мере я, воспитанник «Щепки» и артист МХАТа имени Чехова, так ощущаю.

— Думаю, с вами всерьез поспорил бы актер Сергей Гармаш. Для него мхатовец — знак особого качества актера и особой психологии. Хотя служит Сергей Леонидович в «Современнике», который, правда, имеет прямые родственные связи с МХАТом.

— Может быть, еще воспитанники Щукинского училища отличаются от представителей других театральных школ. Роли делают личности. Вот Машков — личность, и поэтому на него интересно смотреть. Главное — какой артист человек, как себя вырастил, что он собой представляет.

— Вы долго пробивались к известности и теперешней востребованности, пройдя через полное безденежье, непризнание, критику. Трудности формируют личность актера? А может, совсем ни к чему все эти тернии?

— Вне всякого сомнения, трудности формируют характер. В детстве и юности спорт меня закалил. Не буду отрицать: во мне есть целеустремленность. Сейчас я четко осознаю, что нахожусь на своем месте и нашел, где и в чем мое призвание. Я и раньше знал, что только этим хочу заниматься, и знал, что никто не помешает мне стать хорошим актером.

— Замечу, потому что это имеет отношение к теме: я мечтала быть следователем, но меня убедили, что это не женское дело. Впрочем, у следователя и журналиста немало общего. А есть ли что-то близкое между актерской игрой и расследованием преступления?

— У актера и следователя очень много общего, а вот стиль работы и поведения диаметрально противоположный. И следователь, и актер занимаются одним делом — расследуют, исследуют. Они — преступления, а мы — характеры. Хороший следователь — прежде всего психолог, и актер должен быть психологом.

Например, американский актер Эдвард Нортон специально ходил на курсы психологии, когда готовился к роли в фильме «Бойцовский клуб». Многие западные актеры серьезно занимаются психологией. Конечно, у нас другая жизнь, в которой мы никуда не успеваем. Разве найдешь еще время на курсы психологии? Если говорить о фильме «Кто я?», то нам повезло еще и потому, что продюсер фильма Тимур Вайнштейн по первому образованию врач-психиатр, он активно участвовал в написании сценария.

— Вы сказали, что у вашего следователя в фильме «Кто я?» есть любовная история. Неужели в таком состоянии духа он способен найти убийцу?

— У нас с героиней Виктории Толстогановой любовь бывшая. Она — моя бывшая, я — ее бывший. Так что убийца будет найден.

— В кино и театре вы создали замечательные образы офицеров. Ваш поручик Шервинский в спектакле МХАТа «Белая гвардия» — рыцарь без страха и упрека. Среди ваших родных, случайно, не было военных?

— У меня стандартно классический набор, который был при советской власти: папа — инженер, мама — учительница. Довольно долго родители живут в Израиле. Насколько мне известно, дворян в нашем роду не было.

— Три года назад вы стали отцом. Как растет ваш сын? Чем занимается жена?

— Да, я отец. В июне моему сыну Максиму исполнится 3 годика. Жена Инесса — дизайнер, у нее своя фирма.

— Хотели именно сына?

— Думая о детях, хотел только сына и получил его.

— Может, вам известно, как добиться того, чтобы самые заветные мечты и желания реализовывались, чтобы и в профессии были успехи, и в семье благодать? Что для этого надо делать? Как жить? Во что верить? Извините за глобальность постановки вопроса, но все-таки картина, где вы сыграли одну из главных ролей, тоже называется по-гамлетовски — «Кто я?».

— Прежде всего надо найти свою дорогу. К сожалению, очень часто я вижу людей, которые в силу различных причин потеряли себя, и эта потерянность не дает им двигаться вперед. Если свое призвание нашел, то и дальше надо очень сильно верить, что у тебя все получится. Когда я только приехал в Москву, был твердо убежден, что буду здесь, в Москве, в театральном училище, и как-то сразу мне «Щепка» импонировала. Вот это твердое убеждение — «я здесь должен быть» — помогает мне жить и работать.

— В вашей жизни сейчас много удовольствий: и в семье все замечательно, и в театре премьеры, и фильмы с вашим участием на главном российском кинофестивале.

— Да, с удовольствием все нормально (смеется). Но успокоенности все равно нет. Когда актер говорит, что у него все хорошо, это плохо. Неудовлетворенность во мне все равно есть: «Мало!» Хочется больше сниматься — в хороших картинах, у хороших режиссеров, чтобы было серьезно, талантливо.

— Что вы скажете о роли в фильме Николая Лебедева «Фонограмма страсти»? Лично вы отличаете, где любовь, а где страсть?

— Мой персонаж был очень смешной, по крайней мере таким я его увидел. Он у меня такой нервозный, дерганый: Но не скучный. Любовь от страсти, конечно, отличаю. А вы разве нет? У вас проблемы? Давайте о них поговорим, обсудим (не без иронии).

— Редкий случай, когда актер во время интервью готов вникать в мир журналиста. Ни любви, ни страсти у меня нет, а значит, и связанных с ними проблем. Но я рада, что вы хотели мне помочь.

— А почему тогда спросили про любовь и страсть? Я же следователя все-таки сыграл в фильме «Кто я?».

— Фильм так называется — «Фонограмма страсти». Он, простите, пробуждает определенного рода инстинкты, а не любовь в классическом понимании.

— Если серьезно, то это очень серьезная тема — любовь и страсть, требующая отдельного разговора. Главное — чувствовать, чтобы не атрофировался этот дар.

Наше досье

Анатолий Белый (Вайсман) родился 1 августа 1972 года в украинском городе Брацлав. В 1988-м поступил в Самарский политехнический институт, а в 1991-м — в Театральное училище им. М. С. Щепкина.

Снялся более чем в 50 фильмах и сериалах, среди которых «Короли российского сыска» (1996), «Бригада» (2002), «Параграф 78» (2007).