Идею сделать работников приоритетнее остальных кредиторов изначально предложил на встрече с Дмитрием Медведевым глава Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков. Президент начинание одобрил и сообщил, что "никто уж точно в стороне не останется".
Соответствующие по-правки уже внес на рассмотрение в Госдуму Андрей Исаев, глава трудового комитета. Согласно им работники будут получать деньги сразу после временного управляющего и его команды. "По-правки должны быть приняты до конца весенней сессии", - сообщил "Труду" Анатолий Аксаков, член комитета Государственной думы по финансовым рынкам.
Весенняя сессия заканчивается в начале июля. Если поправки вступят в силу, то они коснутся сотен тысяч человек, ведь сейчас в России около полутора тысяч предприятий на грани банкротства. На них работают около 500 тысяч человек, по данным мониторинга Минздравсоцразвития.
Недоступный пирог
Сотрудникам обычно не доставались деньги, которые суды выручали от банкротства. "Ситуация, когда денег на зарплату сотрудникам не оставалось, встречалась часто", - рассказывает Людмила Котесова, председатель коллегии адвокатов "Профессионал". Например, Елена работала менеджером по туризму в компании "Куда.Ру". В январе, когда дела пошли плохо, она уволилась. Работодатель задолженность по заработной плате за 2 месяца не выплатил. Сейчас готовится процедура банкротства туроператора. Елена и не рассчитывает получить те 50 тысяч рублей, которые "Куда.Ру" осталась ей должна. "Хорошо, что я ушла раньше многих своих коллег, - вспоминает она. - Некоторые еще два месяца бесплатно работали, а из-за того, что поздно уволились, работу теперь найти не могут". Возможно, сейчас у них прибавится оптимизма.
Инструмент банкротства
С введением поправок у работников появляется заинтересованность в банкротстве предприятия. Анатолий Аксаков не исключает, что эта возможность будет закреплена законодательно. Сейчас, пока сотрудники находятся во второй очереди кредиторов, они не могут подавать в суд на работодателя из-за долгов.
Профсоюзам новый закон тоже на руку. "Мы в состоянии потребовать банкротства компании, если это понадобится, - рассказывает секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. - Но эта процедура для любого предприятия достаточно экстремальна, поэтому единой схемы работы профсоюзов в этой ситуации нет".
Мирное соглашение
Работодатели уже начали идти навстречу своим работникам, а не кредиторам. Вадим Веселков, временный управляющий "Дальавиа", заявил, что если арбитраж признает его компанию банкротом, начнется распродажа активов. Вырученные средства в первую очередь будут направлены на погашение задолженности перед персоналом компании, которая накопилась на 200 млн. рублей.
Пока же компании демонстрируют социальную ответственность причудливыми способами. Например, гендиректору Уралвагонзавода Олегу Сиенко, чтобы спасти свое предприятие от банкротства, пришлось заложить в банке собственное имущество. Таким образом он пытается получить кредиты для проведения антикризисных мер, чтобы спасти от сокращения 24 тысячи рабочих. Новая редакция закона делает рабочих более защищенными, а значит, позволит им и их работодателям не идти на крайние меры.
Зона риска
Численность штата предприятий-банкротов или находящихся на грани банкротства, человек
8000 - Златоустовский металлургический завод
3700 - Авиакомпания "КрасЭйр"
3000 - Авиакомпания "Дальавиа"
1900 - Гурьевский металлургический завод
1000 - Сеть клиник "Мастердент"
900 - Турагентство "Куда.Ру"
500 - Лобвинский биохимический завод
400 - "Поликлиника ЦК"
103 - Благовещенский спиртзавод
Источник: открытые источники