- Роман "Покуда я тебя не обрету", где герой всю жизнь мучительно ищет отца, отличается сильным автобиографическим началом. Работа над книгой помогла вам разобраться со своими психологическими проблемами?
- Прежде чем сесть за роман, я тщательно разрабатываю его композицию, характеры героев, сюжетные ходы. Начинаю писать с финала, от него двигаюсь к первой главе. Поэтому во время работы изменить что-то уже невозможно, даже если вдруг открываются неизвестные факты. Мои родители развелись, когда мне было два года. Мама не хотела, чтобы отец общался со мной, изменила имя, скрылась, и мое дет-ство и вся жизнь прошли в атмосфере гробового молчания на этот счет.
Первые страницы "Покуда я тебя не обрету" я начал писать в 56 лет, смирившись с мыслью, что ничего не узнаю об отце. Но когда роман был написан на три четверти, меня разыскала вторая семья отца, и я обрел двух сводных братьев, сестру и целый ворох племянников. К тому времени отец, увы, давно умер. Оказалось, что он был хорошим и добрым человеком, а не тем монстром, которого создала моя фантазия в детстве.
- Вы сильно страдали от безотцовщины?
- Нет. У меня был хороший отчим Колин Ирвинг, которого любила и моя мама, и я. Своего первенца я назвал его именем. Он преподавал русскую литературу в колледже и привил мне любовь к Тургеневу, Толстому, Достоевскому и Чехову. Их книги я потом всю жизнь перечитывал. Поэтому с трепетом готовился к этой своей первой поездке в Россию. Подгадал так, чтобы смог поехать мой младший сын Эверетт, у которого сейчас школьные каникулы. Сейчас, когда мы с вами разговариваем, он со своей девушкой наслаждается видами Москвы.
- Вы сделали мать вашего героя тату-художницей. И в романе опоэтизировано искусство татуировки. А у вас на теле есть наколки?
- Конечно. Целых шесть штук. Но, уверяю вас, они покажутся скромными в сравнении с тем обилием цветных картин, которые можно наблюдать на участниках американских тату-съездов, где я частенько бываю.
- Голливуд уже купил права на экранизацию?
- Если люди из киноиндустрии захотят сделать фильм "Покуда я тебя не обрету", я не стану возражать. Но сам буду держаться подальше. Не думаю, что можно передать на экране дух романа в тысячу страниц, действие которого растянуто на полвека. Одного только главного героя должны будут играть как минимум три человека: ребенок, молодой человек и старик.
- Однако ваш роман "Правило виноделов" тоже охватывает 50 лет, что не помешало снять фильм, за сценарий к которому вы получили "Оскар"...
- Действие в фильме "Правило виноделов" нам удалось ограничить 12 месяцами. С романом "Покуда я тебя не обрету" такой трюк не пройдет.
- Не так давно в новостях прошло сообщение, что вы по-просили Джоан Роулинг не убивать Гарри Поттера. Это была газетная утка?
- Нет. Во время прямого эфира на одной радиостанции Нью-Йорка госпожа Роулинг рассказала, что расправится с мальчишкой-магом, который, наверное, всем уже до смерти надоел. Гостями студии также были я и Стивен Кинг. Мы с ним воскликнули: "О боже, не делай этого, не убивай!" Позже я сказал Кингу, что мы не должны были вмешиваться, пусть Роулинг сама распоряжается судьбой своих героев. Тем более что мы в своих книгах убили столько персонажей, что даже страшно подумать.
ДОСЬЕ
Джон Ирвинг, Американский писатель, сценарист
Родился 2 марта 1942 года в Экзетере (штат Нью-Хэмпшир).
Окончил Академию Филипса Экзетера, где был капитаном команды по спортивной борьбе.
Учился в университетах Питтсбурга, Вены, Нью-Хэмпшира (степень бакалавра с отличием, 1965 год) и Айовы. Женат вторым браком. Отец троих детей.
Первый роман писателя "Выпусти медведей на волю" (1969) оценил Курт Воннегут. Классиком Ирвинг стал после четвертого романа "Мир глазами Гарпа" (1978). Книга изобиловала сценами насилия. Сам Ирвинг признается, что какой бы сюжет он ни взял, у него все равно выходит комедия.
Были экранизированы романы "Отель Нью-Хэмпшир" (1981) с Джоди Фостер, Робом Лоу и Бо Бриджесом и "Правила виноделов" (1985) (писатель был удостоен "Оскара" за сценарий к одноименному фильму, а актер Майкл Кейн - за роль второго плана). Только что завершились съемки по роману "Четвертая рука" с Джорджем Клуни. "Покуда я тебя не обрету" - одиннадцатая и самая автобиографичная книга Ирвинга. Главный герой, актер Джек Бернс, рос, как и автор, не зная родного отца.